Тесей биография. Тесей

Страница 1 из 5


Жил некогда царь афинский Эгей; был он из рода Эрехфея, и не было у него детей. Вот начал он стареть, и стал он бояться, что на старости лет враги отнимут у него власть, но особенно он боялся сыновей своего брата Палланта, которые давно строили козни против своего бездетного дяди.
Тогда отправился Эгей в Дельфы спросить у оракула о том, что сделать ему, чтобы родился у него сын. Оракул дал Эгею неясный ответ, которого он никак не мог понять. Пошел Эгей из Дельф в Трезены к своему другу, царю Питфею, надеясь, что тот разъяснит ему смысл предсказания.
Питфей объяснил, что бездетному царю суждено иметь сына, который своими героическими подвигами прославится среди людей.
Питфей решил тогда выдать замуж за афинского царя Эгея свою дочь Эфру, но этот брак он скрыл от народа. И вот родила Эфра сына, который изумил всех своим ростом и силой, и Питфей стал рассказывать всюду о том, что отец родившегося мальчика сам бог моря Посейдон.
Назвали мальчика Тесеем, и дед стал заботиться о его воспитании.
А царь Эгей после свадьбы с Эфрой, пожив недолгое время в Трезенах, покинул город и вернулся в родные Афины, опасаясь, чтобы его племянники, пятьдесят сыновей Палланта, не захватили во время его отсутствия власть в городе.
Перед своим уходом из Трезен Эгей, прощаясь с женой на морском берегу
подвел ее к большому камню, который лежал у самого моря.
берегу, подвел ее к большому камню, который лежал у самого моря. Он с трудом приподнял этот камень, спрятал под ним меч и сандалии и"сказал жене:
- Пусть все это хранится под этим камнем до той поры, когда сын наш вырастет и станет таким сильным, что сможет сдвинуть с места этот камень. Ты приведи его сюда на берег моря, пусть он достанет спрятанные под ним меч и сандалии; и тогда вели ему отправиться вместе с ними ко мне в Афины. А до тех пор пусть Тесей не знает о своем происхождении.
Сказав это, Эгей простился с Эфрой и вернулся на корабле в Афины.
Мальчика Тесея заботливо воспитывали мать и царь Питфей. Тесей вырос, стал сильным, красивым юношей, и все замечали его могучую силу и ум.
Когда ему исполнилось шестнадцать лет, мать с грустью вспомнила о том, что настало время с ним расстаться. Она привела сына на берег моря, к большому камню, :ле он должен был испытать свою силу. И поднял Тесей:ез труда тяжелую глыбу, достал меч и сандалии. Рассказала тогда Эфра сыну, кто его отец и что сказал он ей на прощание, и велела ему отправиться к своему отцу в Афины. Юноша с радостью выслушал слова матери и тотчас стал снаряжаться в путь. Он ре шил идти в Афины сухопутной дорогой, но мать и дед советовали ему ехать морским путем, так как по дороге в Афины, на Коринфском перешейке, жило в то время немало опасных исполинов и бродило много диких зверей.
Прежде этих чудовищ уничтожал Геракл, но теперь он находился в далекой Лидии, в рабстве у Омфалы, и все звери и исполины, боявшиеся героя, бродили по земле и нападали на людей.

Но юный и мужественный Тесей решил все же идти сухопутной дорогой, и на другой день он отправился в путь, желая скорей увидеть отца и ища подвигов и приключений.
Тесей чувствовал в себе силу Геракла, которому он приходился родней по матери. Еще с детства он любил слушать рассказы о его подвигах, и с нетерпением ждал той поры, когда у него явятся силы совершить великие подвиги. Он хотел явиться к отцу в Афины, прославясь подвигами, чтобы не по мечу и сандалиям узнал он в нем своего сына, а по отважным, мужественным делам.
Только он вышел из своего родного города и вступил в область Эпидавра, как встретил в густом лесу злого исполина, разбойника Перифета, который убивал своей железной палицей всех проходивших путников. Без страха пошел Тесей ему навстречу и после недолгой борьбы вырвал у разбойника его палицу, одолел его и убил. Железную палицу убитого Перифета он взял с собой и двинулся дальше, неся ее на плечах, подобно тому, как герой Геракл носил шкуру убитого им немейского льва.
Встретил затем Тесей в сосновом лесу, посвященном Посейдону, что на Коринфском перешейке, другого разбойника, по имени Синие, еще более жестокого и злого. Этот Синие, отличавшийся исполинской силой, подстерегал проходивших путников, ловил их, привязывал к вершинам двух сосен, которые он пригибал к земле, а затем отпускал их, и они разрывали надвое тела несчастных.
Тесей убил и этого разбойника, поразив его своей железной палицей.

Юная и красивая дочь Синиса убежала от Тесея и скрылась в зарослях густого кустарника. Прячась от Тесея, она умоляла ветки кустарника спрятать ее и обещала за это никогда их не ломать и не жечь.
Тесей подозвал испуганную девушку, успокоил ее и пообещал не причинять никакого зла. Он взял ее вместе с собой, заботился о ней, а впоследствии выдал замуж за Дионея, сына царя Эврита; дети ее никогда не жгли на огне ветвей тех кустов, которые однажды укрыли их мать.

Страница 1 из 4


Жил некогда царь афинский Эгей; был он из рода Эрехфея, и не было у него детей. Вот начал он стареть, и стал он бояться, что на старости лет враги отнимут у него власть, но особенно он боялся сыновей своего брата Палланта, которые давно строили козни против своего бездетного дяди.
Тогда отправился Эгей в Дельфы спросить у оракула о том, что сделать ему, чтобы родился у него сын. Оракул дал Эгею неясный ответ, которого он никак не мог понять. Пошел Эгей из Дельф в Трезены к своему другу, царю Питфею, надеясь, что тот разъяснит ему смысл предсказания.
Питфей объяснил, что бездетному царю суждено иметь сына, который своими героическими подвигами прославится среди людей.
Питфей решил тогда выдать замуж за афинского царя Эгея свою дочь Эфру, но этот брак он скрыл от народа. И вот родила Эфра сына, который изумил всех своим ростом и силой, и Питфей стал рассказывать всюду о том, что отец родившегося мальчика сам бог моря Посейдон.
Назвали мальчика Тесеем, и дед стал заботиться о его воспитании.
А царь Эгей после свадьбы с Эфрой, пожив недолгое время в Трезенах, покинул город и вернулся в родные Афины, опасаясь, чтобы его племянники, пятьдесят сыновей Палланта, не захватили во время его отсутствия власть в городе.
Перед своим уходом из Трезен Эгей, прощаясь с женой на морском берегу
подвел ее к большому камню, который лежал у самого моря.
берегу, подвел ее к большому камню, который лежал у самого моря. Он с трудом приподнял этот камень, спрятал под ним меч и сандалии и"сказал жене:
- Пусть все это хранится под этим камнем до той поры, когда сын наш вырастет и станет таким сильным, что сможет сдвинуть с места этот камень. Ты приведи его сюда на берег моря, пусть он достанет спрятанные под ним меч и сандалии; и тогда вели ему отправиться вместе с ними ко мне в Афины. А до тех пор пусть Тесей не знает о своем происхождении.
Сказав это, Эгей простился с Эфрой и вернулся на корабле в Афины.
Мальчика Тесея заботливо воспитывали мать и царь Питфей. Тесей вырос, стал сильным, красивым юношей, и все замечали его могучую силу и ум.
Когда ему исполнилось шестнадцать лет, мать с грустью вспомнила о том, что настало время с ним расстаться. Она привела сына на берег моря, к большому камню, :ле он должен был испытать свою силу. И поднял Тесей:ез труда тяжелую глыбу, достал меч и сандалии. Рассказала тогда Эфра сыну, кто его отец и что сказал он ей на прощание, и велела ему отправиться к своему отцу в Афины. Юноша с радостью выслушал слова матери и тотчас стал снаряжаться в путь. Он ре шил идти в Афины сухопутной дорогой, но мать и дед советовали ему ехать морским путем, так как по дороге в Афины, на Коринфском перешейке, жило в то время немало опасных исполинов и бродило много диких зверей.
Прежде этих чудовищ уничтожал Геракл, но теперь он находился в далекой Лидии, в рабстве у Омфалы, и все звери и исполины, боявшиеся героя, бродили по земле и нападали на людей.
Но юный и мужественный Тесей решил все же идти сухопутной дорогой, и на другой день он отправился в путь, желая скорей увидеть отца и ища подвигов и приключений.

Тесей чувствовал в себе силу Геракла, которому он приходился родней по матери. Еще с детства он любил слушать рассказы о его подвигах, и с нетерпением ждал той поры, когда у него явятся силы совершить великие подвиги. Он хотел явиться к отцу в Афины, прославясь подвигами, чтобы не по мечу и сандалиям узнал он в нем своего сына, а по отважным, мужественным делам.
Только он вышел из своего родного города и вступил в область Эпидавра, как встретил в густом лесу злого исполина, разбойника Перифета, который убивал своей железной палицей всех проходивших путников. Без страха пошел Тесей ему навстречу и после недолгой борьбы вырвал у разбойника его палицу, одолел его и убил. Железную палицу убитого Перифета он взял с собой и двинулся дальше, неся ее на плечах, подобно тому, как герой Геракл носил шкуру убитого им немейского льва.
Встретил затем Тесей в сосновом лесу, посвященном Посейдону, что на Коринфском перешейке, другого разбойника, по имени Синие, еще более жестокого и злого. Этот Синие, отличавшийся исполинской силой, подстерегал проходивших путников, ловил их, привязывал к вершинам двух сосен, которые он пригибал к земле, а затем отпускал их, и они разрывали надвое тела несчастных.
Тесей убил и этого разбойника, поразив его своей железной палицей.
Юная и красивая дочь Синиса убежала от Тесея и скрылась в зарослях густого кустарника. Прячась от Тесея, она умоляла ветки кустарника спрятать ее и обещала за это никогда их не ломать и не жечь.

Тесей подозвал испуганную девушку, успокоил ее и пообещал не причинять никакого зла. Он взял ее вместе с собой, заботился о ней, а впоследствии выдал замуж за Дионея, сына царя Эврита; дети ее никогда не жгли на огне ветвей тех кустов, которые однажды укрыли их мать.
Тесей отправился дальше и пришел в густой Кроммионский лес, где обитал дикий вепрь, причинявший немало вреда жителям тех мест. Тесей решил освободить их от лютого зверя, и, найдя вепря, убил его. Затем Тесей подошел к границе Мегары, к Скиронской скале.
На ее вершине, на самом краю обрыва, у моря, сидел великан. Он подзывал проходивших путников и заставлял их мыть себе ноги; когда они исполняли его желание, он сбрасывал их ногой с обрыва высокой скалы в море. Тела разбившихся о камни путников поедала огромная черепаха.
Мужественный и умный Тесей справился и с этим злым великаном и столкнул его самого в море.
Вблизи Элевсина, неподалеку от границ Мегары и Аттики, юному Тесею пришлось выступить против исполина Керкиона, который вызвал его на бой. Этот разбойник Керкион принуждал всех проходивших путников вступать с ним в единоборство.
Но могучий Тесей без труда одолел исполина Керкиона и передал власть над страной Гиппофою, сыну Посейдона и Алопы, прекрасной дочери Керкиона.
Затем встретился Тесей с самым опасным из разбойников - злым Дамастом, которого звали также Прокрустом. Этот Дамаст зазывал проходивших мимо к себе в дом, - а было у него там ложе, на которое он укладывал этих несчастных путников. Если ложе оказывалось для них слишком коротким, то жестокий Дамаст обрубал им ноги, а если ложе было слишком длинным, то он вытягивал путникам ноги до тех пор, пока оно не приходилось им по росту; поэтому прозвали Дамаста Прокрустом, что значит «Вытягиватель».
Но юный герой Тесей одолел разбойника и принудил его самого лечь на свое же прокрустово ложе. Тело великана Прокруста оказалось значительно длиннее ложа, и тогда Тесей поступил с ним так же, как тот поступал с несчастными путниками, - он отрубил ему ноги, и злой Прокруст погиб в ужасных мучениях.
Совершив эти подвиги, Тесей пришел к реке Кефис. Здесь его дружески встретили люди из рода фиталидов. Они смыли с него кровь и проводили в город Афины.
И явился наконец юный герой в город. Он шел в длинной ионийской одежде, с причесанными волосами, по улицам Афин. Увидели его каменщики, строившие храм Аполлону, и стали над ним смеяться, называя его девушкой, которая бродит по улицам одна, без провожатого.
Разгневался Тесей, выпряг быков из стоявшей вблизи повозки и кинул ее в смеявшихся над ним каменщиков, сидевших на крыше высокого храма. Изумились и испугались каменщики, и пришлось им признать, что он никак не похож на слабую девушку, и были рады, когда Тесей оставил их и отправился дальше.

Тесей (Тезей, Фесей), греч. - сын афинского царя Эгея или бога моря Посейдона и трезенской царевны Эфры, афинский герой и царь.

Тесей был одним из величайших героев греческих мифов и по справедливости занимает второе место вслед за , с которым его связывала прочная дружба. Эта дружба ионийца Тесея с дорянином Гераклом символизировала единство греков, и греческие художники охотно напоминали об этом своим землякам, особенно политикам из враждебных полисов (городов-государств). В качестве примера назовем рельеф Фидия, изображавший совместную борьбу Тесея и Геракла с амазонками; этот рельеф украшал трон статуи Зевса в Олимпии, одного из «семи чудес света».

Самая подробная биография Тесея создана Плутархом, который в начале 2 в. н. э. свел воедино древние мифы, часто противоречившие друг другу, особенно в хронологическом отношении. Отцом Тесея официально считался афинский царь Эгей, потомок основателя Афин Кекропа, а менее официально, но тем чаще - бог моря Посейдон. Его мать Эфра была то ли супругой Эгея, то ли всего лишь его возлюбленной. Через отца Эфры, трезенского царя Питфея, Тесей мог возводить свое происхождение к завоевателю Пелопоннеса Пелопу. Генеалогия, конечно, не такая впечатляющая, как у Геракла, общепризнанным отцом которого был сам Зевс, но вполне подходящая для роли, предназначенной Тесею в мифах. (Кстати, сыновей Зевса, рожденных смертными женщинами, насчитывается немало, но отнюдь не все они оставили яркий след в мифах.)

Кадры из фильма «Война богов. Бессмертные» (2011)

Первые подвиги Тесея

Итак, Тесей родился в Трезене (см. статью «Питфей»), на северо-восточном побережье Арголиды, и там провел свои детские и юношеские годы. Перед возвращением в Афины, куда его призывали обязанности монарха, Эгей оставил своему новорожденному сыну только меч и сандалии. Эти предметы, по которым он рассчитывал опознать сына, когда тот явится к нему в Афины, Эгей положил под огромный камень. В шестнадцать лет Тесей, выросший в прекрасного, отважного и могучего юношу, превосходившего своих сверстников по всем статьям, без труда отвалил тяжелый камень и отправился к своему отцу. По морю до Афин можно было доплыть на корабле за день, но Тесей выбрал более длительный и опасный путь по суше. Ему хотелось повидать белый свет и по возможности совершить какой-нибудь подвиг, чтобы, так сказать, прийти не с пустыми руками в Афины, где со временем он должен был стать царем. Такая возможность представилась ему уже на границе Трезена и Эпидавра, где жил хромой великан Перифет, имевший жестокую привычку убивать путников железной дубиной. Тесей отучил его от этой привычки очень эффективным способом и отправился дальше. На Истмийском (Коринфском) перешейке он усмирил еще одного жестокого разбойника, Синиса. В Кроммионе Тесей убил по просьбе крестьян огромную серую свинью, разорявшую их поля; вернее, это была не просто свинья, а настоящее чудовище, рожденное Тифоном и Эхидной. Мегарский край Тесей избавил от разбойника Скирона, Элевсинский - от кровожадного великана Керкиона, а уже в самой Аттике, у реки Кефис, его встретил разбойник Дамаст по кличке Прокруст, то есть «Вытягиватель». Обо всех этих злодеях, наводивших страх на местное население и на путников между Трезеном и Афинами, рассказано в соответствующих статьях, здесь же мы хотели бы обратить внимание на способ расправы Тесея с ними: с каждым из них Тесей поступал точно так, как тот поступал со своими жертвами, и в этом что-то есть, во всяком случае, воспитательный, назидательный эффект этого метода бесспорен, так как с тех пор, после действий Тесея, путь между Пелопоннесом и Аттикой стал свободным и безопасным для купцов и странников.

Борьба Тесея за своего отца Энея в Афинах

Придя в Афины, Тесей направился прямо в царский дворец. Престарелый Эгей не узнал сына, зато его узнала волшебница Медея, которая втерлась в доверие царя, пообещав вернуть ему молодость, если он женится на ней. Медея сразу сообразила, что приход Тесея угрожает ее планам, и уговорила Эгея отравить пришельца. Однако на пиру Эгей случайно обратил внимание на меч Тесея, потом взглянул на его сандалии - и поспешил опрокинуть чашу с отравленным вином. Обняв Тесея, он представил его народу как своего преемника, а Медею изгнал.

Однако ликование во дворце Эгея продолжалось недолго. К городу подступили пятьдесят сыновей Палланта, брата Эгея, с большим войском; Паллантиды рассчитывали после смерти Эгея овладеть Афинами, а с появлением Тесея их надежды улетучивались. Тесей возглавил оборону города, разведал расположение сил противника, выяснил, что ему готовят засаду, и в отважной ночной вылазке перебил половину Паллантидов, расположившихся в засаде. Остальные братья пустились наутек, а Тесей отправился навстречу новым подвигам.

В то время в Аттике буйствовал огромный бык, который убивал людей и уничтожал урожай на полях. Его доставил в Грецию с Крита Геракл, выполняя очередной приказ Эврисфея (см. седьмой подвиг Геракла). Эврисфей хотел было оставить быка себе, но испугался его свирепости и выпустил на волю - к ужасу всей Греции. Тесей нашел быка на поле под Марафоном и убил его. Но когда он вернулся в Афины, никто не приветствовал его, весь город был в трауре.

Тесей и Минотавр

Тесей, лабиринт Минотавра и Ариадна

Уже в третий раз в Афины приплыли послы критского царя Миноса за страшной данью, которую Эгей должен был платить каждые девять лет в наказание за убийство сына Миноса, Андрогея. Некогда Андрогей одержал победу на афинских играх над местными атлетами, и раздраженный Эгей убил его. В качестве искупительной дани афиняне посылали на Крит семерых девушек и семерых юношей, а Минос отдавал их на съедение чудовищному Минотавру, запертому в кносском лабиринте. Считалось, что от этой дани Афины могла избавить только смерть Минотавра. Несмотря на сопротивление Эгея, Тесей добровольно включил себя в список молодежи, посылаемой на съедение Минотавру, так как считал своим долгом убить чудовище. Отплывая на Крит под черными траурными парусами, Тесей пообещал отцу в случае успеха поднять белые паруса при возвращении.

Когда корабль пристал к Криту, Минос спросил Тесей, кто его отец. Тесей ответил, что, если Минос - сын Зевса, то сам он, Тесей, - сын Посейдона, брата Зевса. Минос тут же снял с пальца золотой перстень и зашвырнул его в море: если Тесей говорит правду, пусть Посейдон поможет ему найти перстень. Тесей выдержал эту проверку: супруга Посейдона Амфитрита охотно вручила ему перстень, и удивленный Минос получил его обратно.

Это испытание было, конечно, детской забавой по сравнению с тем, что ждало Тесея, однако дальнейшие события подтвердили античную поговорку «Смелым помогает судьба» - с первого взгляда в Тесея влюбилась дочь Миноса Ариадна и тайком вручила ему два дара: меч для поединка с Минотавром и клубок ниток.

Когда Тесей вместе с остальными афинскими юношами и девушками отвели в лабиринт, он велел им спрятаться у входа, вручил им конец клубка и, разматывая его, отправился по хитросплетению коридоров в самое сердце лабиринта, где его ждал Минотавр. Со страшным ревом чудовище бросилось вперед, чтобы пронзить его своими огромными рогами, но Тесей увернулся. Тупой силе, слепой ярости Минотавра Тесей противопоставил ловкость и смекалку. Наконец, улучив момент, он в буквальном смысле слова взял быка за рога и пронзил его грудь мечом. Сматывая нить, Тесей выбрался из лабиринта, вывел своих товарищей к выходу, где их уже поджидала Ариадна, и поспешил к кораблю.

Бегство Тесея с Ариадной от Миноса

Пока его спутники спускали на воду и снаряжали корабль, Тесей продырявил днища всех критских кораблей в гавани. Это позволило им избежать преследования Миноса. Спеша домой, на север, они сделали остановку на острове Наксос, чтобы пополнить запас воды и освежиться недолгим сном. Утром они продолжили свой путь - но уже без Ариадны. Ночью Тесею явился во сне бог Дионис и велел ему оставить Ариадну на острове, так как она предназначена Дионису в жены; повинуясь богу, Тесей покинул спящую Ариадну. По другой версии, Тесей оставил ее на острове, забыв про нее в спешке. (Но была еще одна версия: Тесей просто-напросто избавился от Ариадны, не желая жениться на ней, так как ему понравилась ее младшая сестра Федра. Как бы то ни было, Ариадна действительно стала женой Диониса, а Тесей впоследствии женился на Федре.)

После еще одной непродолжительной остановки на Делосе Тесей взял курс прямо на Афины. В постоянной спешке, опасаясь преследования кораблей Миноса, а возможно, и терзаемый угрызениями совести из-за Ариадны, Тесей забыл заменить черные паруса на мачте белыми. Дожидавшийся сына Эгей при виде черных парусов решил, что Тесей погиб, и в отчаянии бросился со скалы в море, которое с тех пор называется Эгейским.

Кадр из мультфильма «Лабиринт. Подвиги Тесея» (СССР, 1971)

Тесей – царствование в Афинах

Царем Афин стал Тесей. Правил он мудро и справедливо, но ему не давала покоя жажда новых подвигов, и он не упускал ни одной возможности отличиться. Он участвовал в походе аргонавтов, в калидонской охоте, в войне Геракла с амазонками. Из всех этих походов он возвращался со славой, а из последнего также с супругой: при дележе пленных амазонок Геракл уступил Тесею их прекрасную и храбрую предводительницу Антиопу, и Тесей женился на ней. Антиопа полюбила мужа, и, когда амазонки вторглись в Афины, чтобы освободить ее, она сражалась бок о бок с Тесеем и погибла в бою.

Печаль по любимой жене Тесей пытался развеять трудом. Он возвел стены вокруг Афин, украсил город новыми строениями, дал афинскому народу законы и приучал его к самоуправлению. Тесей хотел, чтобы его город жил в мире, и отвергал агрессивные войны. Но когда царь лапифов Пирифой спровоцировал его на войну, он без колебаний выступил против него и вызвал его на поединок. Выяснив в бою, что их силы равны, Тесей предложил Пирифою мир и дружбу. Договор о дружбе был заключен, так как равновесие сил не ведет к войне, но обеспечивает мир. Для Афин этот договор был выгоден, однако на самого Тесея дружба с безрассудным Пирифоем навлекла бедствия.

Одним из примеров безрассудства Пирифоя была его свадьба с Гипподамией, на которую он пригласил всех знаменитых героев Греции, в том числе Геракла и Тесея, но для пущей оригинальности заодно пригласил и своих диких соседей кентавров, полулюдей-полуконей. И это уже была серьезная ошибка: ведь всем известно, что приглашать следует приличных людей, а не полускотов. Напившись до чисто скотского состояния, кентавры набросились на присутствовавших женщин, в том числе и на невесту; герои бросились на выручку, но поначалу им пришлось туго, так как все они были безоружны; многие из них получили ранения, кое-кто был убит, например Кеней (см. статью). В конце концов, большинство кентавров было перебито, остальные сбежали в горы (см. «Кентавры»).

Тесей и Пирифой в подземном царстве Аида

Вернувшись в Афины, Тесей решил жениться на сестре Ариадны, Федре, но этот брак был неудачным, так как Федра влюбилась в своего пасынка Ипполита, сына Тесея и Антиопы, и дело кончилось смертью Ипполита и самоубийством Федры (см. соответствующие статьи). В это же время овдовел и Пирифой и предложил Тесею объединиться для совместных поисков новых жен.

Обоих привлекала прекрасная Елена из Спарты (из-за которой позже разгорелась троянская война), и они похитили ее, хотя в то время Елене было всего 12 лет. Так как настоящие друзья никогда не станут ссориться из-за женщины, они решили разыграть Елену по жребию, с тем чтобы выигравший Елену помог проигравшему добыть себе жену по своему вкусу.

Тесей выиграл и отвел Елену в Афины, а Пирифой заявил, что Тесей должен помочь ему привести из загробного царства Персефону, супругу владыки этого царства Аида, - именно на ней захотел жениться Пирифой. Тщетно отговаривал его Тесей, но Пирифой стоял на своем, и Тесею, связанному данным словом, пришлось сопровождать его в царство Аида. Как ни странно, Аид встретил их приветливо, спокойно выслушал Пирифоя и предложил обоим друзьям подождать в передней - он, мол, должен еще подумать, расставаться ему с супругой или нет. Но едва Пирифой и Тесей уселись в каменные кресла, как тут же приросли к их холодному камню. Пирифой так никогда и не встал со своего леденящего трона, Тесея же спустя долгое время вызволил Геракл. Однако между тем Елену увели из Афин ее братья Кастор и Полидевк, а заодно увели в плен и рабство мать Тесея, Эфру, снесли городские стены и передали власть над Афинами злейшему врагу Тесея - его родичу Менесфею.

Тезей в конце своей жизни

После возвращения из загробного царства величайший афинский герой превратился в жалкого изгоя. Путь в Афины был ему заказан, поэтому он отправился на остров Эвбею, где ему принадлежали кое-какие земли. Тесей надеялся найти там своих сыновей Демофонта и Акаманта и с их помощью вернуть себе афинский трон. Но после оскорбления, нанесенного Аиду, брату царя богов Зевса, от Тесея отвернулись боги и счастье, и теперь уже ни отвага, ни сила не могли помочь ему.

Погиб Тесей бесславно: Ликомед, царь острова Скирос, позарился на последние земли, принадлежавшие Тесею, и пригласил его к себе для обсуждения спорных вопросов. Улучив момент во время прогулки, Ликомед столкнул Тесея с высокой скалы в море.

Итак, Тесей, сын бога моря, нашел смерть в морских волнах - но обрел бессмертие в мифах, в памяти греков от древнейших времен и до сегодняшнего дня, в произведениях литературы и искусства античного и нового времени.

Актер Генри Кeвилл в роли Тесея с Эпирским луком («Бессмертные», 2011)

Тесей в истории и искусстве

Самую подробную биографию Тесея напасал, как уже говорилось выше, Плутарх: он открыл ею свои «Сравнительные жизнеописания» выдающихся греков и римлян. Их этой биографии черпали сведения все последующие авторы, в произведениях которых фигурировал Тесей как главный герой или как одно из главных действующих лиц: в «Тесее» Софокла (сохранились только фрагменты), в его же «Федре», в «Ипполите» Еврипида, в эпиллии Каллимаха «Гекала» (так звали старушку, снабдившую Тесея добрыми советами накануне его схватки с марафонским быком; в память о Гекале Тесей учредил специальный праздник - гекалесии). Тесею посвятили свои стихи Овидий и Катулл. Вергилий говорит о нем в «Энеиде».

Уже в 20 в. Тесей стал главным героем драмы И. Магена (1909), пьесы А. Жида (1946) и драматической поэмы Казандзакиса. Оперу «Тесей» написал в 1713 г. Гендель, «Освобождение Тесея» в 1927 г. - Мийо, балет «Тесей в лабиринте» в 1957 г. - Михалович.

Тесей изображен на более чем 600 античных вазах, не считая 17 так называемых «циклических ваз» с изображением всех подвигов Тесея на одной вазе. Сохранилась уменьшенная копия статуи Мирона «Тесей и Минотавр» (5 в. до н. э.). «Подвиги Тесея» изображены рядом с подвигами Геракла на сокровищнице афинян в Дельфах (после 490 до н. э.). Рельефная метопа «Тесей, сражающийся с кентавром» украшала южный фриз Парфенона с 5 в. до н. э. до конца 18 в., когда была увезена в Англию; метопа «Тесей, сражающийся с амазонками» на фризе храма Аполлона в Бассах (5 в. до н. э.) в 19 в. тоже очутилась в Англии. Из скульптур классического периода остались на своем месте лишь метопы «Подвигов Тесея» на афинском Тесейоне (450-440 до н. э.).

Европейские художники обратили внимание на Тесея лишь после Ренессанса. Из числа первых больших полотен отметим картину Пуссена «Тесей находит меч своего отца» (ок. 1650), из работ 20 в. - «Возвращение Тесея» Шимы (1933) и «Тесей в бою с амазонками» Кокошки (1958). В скульптуре отметим хотя бы двух авторов: Канову («ТЕСЕ и Минотавр», 1781-1783; «ТЕСЕ убивает кентавра», 1800) и Бари («Тесей убивает кентавра» и «Тесей в бою с кентавром», 1850-1860).

Афинский царь Тесей как историческая личность

Больше чем какого-либо другого героя греки считали Тесея исторической личностью. Афинский государственный деятель и полководец Кимон, не колеблясь, отправился на Скирос в 469 г. до н. э., чтобы привезти оттуда его останки. То, что Кимон считал останками Тесея (вместе с его копьем и мечом), он доставил в Афины и похоронил со всеми почестями. Афиняне приписывали Тесею объединение Аттики, первую конституцию Афин и формирование основ афинской демократии. По словам Плутарха, Тесей добивался, чтобы в Афинах правил не царь, а народ, царь же являлся бы лишь полководцем и стражем закона, в то время как все остальные были бы свободными. Таким образом, в глазах афинян Тесей, собственно, являлся основоположником их города.

Издавна афиняне воздавали Тесею почти божественные почести. Характерно, что лучше всего сохранившийся античный храм под Акрополем первоначально был посвящен Гефесту, затем во времена христианства об этом забыли и афиняне стали приписывать его Тесею. И хотя впоследствии он был посвящен христианскому святому Георгию, афиняне упрямо продолжали называть храм Тесейоном (в новогреческом варианте его название звучит как Тисион).

В цикле мифов о Тесее под легендарной оболочкою скрываются исторические факты, хотя патриотическая фантазия афинян внесла в эти сказания много заимствованного из других мифов, сильно прикрасила их, и перенесла на своего племенного героя многое, бывшее результатом позднейшего культурного развития. Мифический Тесей – представитель того греческого племени, которое занимало Трезенскую область, северный берег Пелопоннеса, Истм, Мегару, Аттику и Эвбею и общим именем которого впоследствии стало название ионийцев . Посейдон Потрясатель (Посейдон Эгей), бывший главным местным богом на Истме, был отцом Тесея; Афина и Аполлон покровительствовали ему. В мифе Тесей пошел в Афины из Трезен, древнего ионийского города, основал на Истме в расчищенном сосновом лесу служение Посейдону, учредил в честь ему состязания и воинские игры, на которых афиняне продолжали пользоваться правами особенного почета и в исторические времена, когда Мегара и Истм уж давно были заняты другим племенем, дорийским. Согласно мифу, Тесей освободил Афины и Мегару от ига финикиян, представителем которых в легенде является критский царь Минос; он изгнал из Греции финикийское служение богу солнца Молоху и богине любви Ашере -Астарте и соединил прежние мелкие независимые, общины одного племени в одно государство, столицею которого стал древний укрепленный город Кекропия.

Амазонки, от нашествия которых освободил Аттику мифический Тесей, тоже олицетворяют собою финикийско-сирийское богослужение. Далее мы увидим, что во всех тех местностях Малой Азии, где по греческим легендам жили амазонки , находились знаменитые святилища сирийской богини плодородия; в которых одетые в мужское платье и вооруженные женщины исполняли военные пляски, а толпы служительниц храма, иеродул, совершали фантастические обряды. Едва ли можно сомневаться в том, что мифы о победе Тесея над амазонками и над марафонским быком – отголоски преданий о вытеснении восточных обрядов и жертвоприношений греческими культами Посейдона и Афины , олицетворяемыми в Тесее. В Аттике были «амазонские могилы», старинные памятники, около которых группировались народные рассказы о нашествии амазонок; поэты и художники развивали эти народные предания о воинственных девушках, и впоследствии времени мифическая победа Тесея над амазонками стала обозначать победу эллинизма над востоком.

Миф о том, что Тесей соединил, всю Аттику в одно государство, вероятно, тоже основан на исторических фактах. Дело очень возможное, что какой‑нибудь воинственный царь старинного укрепленного города на Илиссе – афинского Акрополя – покорил другие мелкие государства, на которые была разделена Аттика, принудил жителей соседних общин переселиться к подошве Акрополя, а общины, менее близкие, заставил признавать свою власть. Мифы о Тесее говорят, что он учредил праздник Синекий (соединения поселений), сделал старинный афинский праздник жатвы праздником государственного единства («Панафинейским», то есть «Всеафинским» праздником). Миф приписывает Тесею и то установление, что в Афинах могут селиться греки из других областей, что они, хотя и не будут иметь прав афинских граждан, но будут пользоваться покровительством законов; этот миф делает Тесея установителем обычая, по которому издавна пользовались защитою законов метеки. При соединении мелких независимых общин в одно государство, население этого государства оказывается состоящим из людей разного облика, разных сословий и профессий; потому легенда говорила, что Тесей разделил жителей Аттики на сословия благородных людей (эвпатридов), земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов). Этот миф так укоренился в памяти народа, что сохранилось и по возникновении позднейшего представления о Тесее, как основателе демократического устройства. Люди старинных и богатых родов, издавна занимавшихся военным делом, конечно, занимали привилегированное положение; эти благородные воины, бывшие товарищами царя на войне, конечно, были товарищами его и в управлении государством, в суде, на пирах в его дворце (Пританее). Когда Афины были уж республикою, в них считалось величайшей почестью обедать на общественный счет в правительственном дворце, который сохранял название Пританея. Обычай награждать людей этою почестью, вероятно, был остатком обычаев времен царей.

Итак, в основании мифа о Тесее лежали исторические предания. Впоследствии, сказания эти были украшены фантазиею поэтов, художников и заимствованиями из легенд о других героях, в особенности о Геракле. Основанием для прекрасного мифа о верной дружбе между Тесеем и Пирифоем могло быть то, что при вторжении горных племен в долину Пенея переселились в Афины два изгнанные пришельцами старые фессалийские рода, один из которых считался происходящим от Пирифоя. Было сказание, что когда афиняне сражались на Марафонском поле за свободу родины, из земли поднялся великан Тесей и бился впереди афинян, помогая им отразить азиатов, как некогда победил он быка, пришедшего на Марафонское поле с востока. Герой, основавший афинское царство, конечно, не мог не принять участия в самом славном из событий истории этого государства. Легенда о том, что Тесей сражался в Марафонской битве, увеличила популярность имени этого мифологического героя в афинском народе. И вероятно это оживление любви к Тесею было причиною того, что боги повелели афинянам перевезти его кости со Скироса, где умер он, в Афины. Орел показал гробницу Тесея афинскому посольству. В гробнице, подле костей великана лежали меч и копье его. Кости и оружие были привезены в Афины и торжественно похоронены в городе. Над этой гробницею был построен храм Тесея и украшен превосходными скульптурными изображениями его подвигов. Был установлен ежегодный праздник Тесея. Рабы и другие преследуемые, успевшие убежать в храм Тесея, находили там неприкосновенный приют себе.

Мифы о Тесее

Миф о рождении Тесея

Царь афинский Эгей, из рода Эрехтея, два раза вступал в брак, но ни от одной жены не имел детей. Стал он уже седеть, и приходилось ему встречать одинокую и безрадостную старость. И вот отправился он в Дельфы вопросить оракула о том, как стяжать ему сына и наследника престола? Оракул дал Эгею ответ темный, которого он никак не мог объяснить себе; поэтому из Дельф он и отправился прямой дорогой в Трезены, к славному своей мудростью царю Питфею: питал он надежду, что Питфей уяснит ему гадание оракула. Вникнув в слова предвещания, Питфей усмотрел, что афинскому царю суждено иметь сына, который доблестными подвигами своими стяжает себе между людьми великую славу. Дабы сделать причастным этой славе и свой род, Питфей выдал за афинского царя дочь свою Эфру, но брак этот счел нужным скрыть до времени от народа; и когда Эфра родила сына, Питфей распространил слух, что отец родившегося младенца – Посейдон, бог моря. Младенца назвали Тесеем, и дед усердно заботился о его воспитании. Эгей же, вскоре после бракосочетания с Эфрой, покинул Трезены и снова удалился в Афины: боялся он, чтоб его ближайшие родичи, пятьдесят сынов Палланта, не овладели его властью. Оставляя Трезены, Эгей закопал в землю под тяжелую каменную глыбу меч и пару сандалий и приказал жене своей Эфре: когда сын их вырастет и достигнет такой силы, что будет в состоянии сдвинуть с места глыбу камней – пусть она заставит его тогда достать зарытые в землю меч и сандалии и с этими знаками пришлет его в Афины. До тех же пор Тесей ничего не должен был знать о своем происхождении.

Миф о подвигах Тесея на пути в Афины

Когда Тесею исполнилось шестнадцать лет, мать повела его к камню, на котором он должен был испытать свою силу. Без труда приподнял юноша тяжеловесную глыбу и достал из-под нее меч и сандалии. Тогда открыла Эфра сыну, кто его отец, и велела отправляться к нему в Афины. Сильный и мужественный юноша тотчас же стал снаряжаться в путь. Мать вместе с дедом просили Тесея ехать в Афины морем, а не сухим путем: морской путь был безопаснее, а по сухому пути в Афины, на Коринфском перешейке, жило много чудовищных исполинов, бродило много диких зверей. В прежнее время Геракл очищал землю от нечистых чудовищ: он боролся с ними всюду; теперь же Геракл находится в Лидии, в невольничестве у Омфалы, и все дикие чудовища и злодеи, скрывавшиеся доселе из страха перед героем, свободно рыскают по свету и беспрепятственно совершают всякие злодеяния. Слушая речи матери и деда, юный Тесей решился взять на себя то служение, которому, прежде него, посвятил себя Геракл. Тесей был родня Гераклу по матери (Эфра и Алкмена были внучками Пелопса) и чувствовал в себе присутствие духа и силы великого героя, стяжавшего своими доблестями всемирную славу. С раннего детства Тесей избрал его себе образцом и с нетерпением ждал той поры, когда он будет в силах, подобно своему кумиру, вершить великие, геройские подвиги. Не хотелось ему также предстать перед отцом, не прославясь никаким великим делом: не по мечу и сандалиям – пусть по великим и славным делам узнает в нем и своего сына и потомка доблестного Эрехтея. Так думал Тесей и не отправился и Афины морем, а пошел более опасным, сухим путем.

Лишь только перешел Тесей границу царства своего деда и вступил в область Эпидавра, в темпом лесу набрел он на хищного исполина – Перифета. Нападая на путников, Перифет поражал их тяжелой железной палицей. Бестрепетно пошел к нему юноша навстречу и после недолгой борьбы одолел его и предал смерти. Железную палицу убитого врага Тесей взял себе и носил ее постоянно с собой – подобно тому как Геракл носил шкуру немейского льна. На Коринфском перешейке, в сосновом лесу, посвященном Посейдону, Тесей встретил другого хищника – Синиса. Прохожих, попадавшихся в его руки, Синис терзал и умерщвлял самым мучительным образом: пригнув к земле две сосны, он привязывал к их вершинам свою жертву, и сосны, выпрямляясь, разрывали тело несчастного страдальца. Тесей умертвил и этого хищника и на месте победы над ним, на Коринфском истме (перешейке), впоследствии, когда был уже царем в Афинах, основал в честь Посейдона Истмийские игры. Юная и прекрасная дочь хищного исполина бежала от Тесея и скрылась в пустынной стране, заросшей густым кустарником; прячась в кустах, она с детской простотой молила их сокрыть ее от чужеземца и обещала никогда не рвать с них ни одной ветви и не жечь их в огне. Тесей дружески призвал ее к себе, уверил ее, что он не сделает ей никакого зла, и принял на себя попечение о судьбе ее. Впоследствии он выдал ее за Дионея, сына эхалийского царя Эврита. Ее потомки никогда не жгли в огне ветвей тех кустов, которые дали некогда убежище в своей чаще их прародительнице.

Идя далее, Тесей пришел в густой Кромионский лес, в чаще которого обитал страшный вепрь, причинявший множество бед жителям окрестных местностей; Тесей обещал освободить их от страшилища и, отыскав вепря, умертвил его. Засим дошел он до границы Мегары, до так называемой Скиронской скалы. На вершине ее, на краю крутого обрыва к морю сидел великан и злодействовал над проходившими мимо него путниками: с наглыми ругательствами он заставлял их мыть ему ноги, и в то время когда они исполняли это дело, сталкивал их ногой со скалы в море; тела разбивавшихся о скалу путников пожирала исполинская черепаха. Тесей сбросил злодея самого в море. При Элевзине, недалеко от границ Мегары, выступил против юного героя исполин Керкион и заставил его биться с собой; исполин этот принуждал вступать с ним в бой всех проходивший мимо чужеземцев.

Тесей, опытнейший из бойцов своего времени, осилил Керкиона и умертвил его, власть же над страной передал Гиппофою – сыну Посейдона и Алопы, прекрасной дочери убитого Керкиона. Алопа при самом своем рождении была брошена отцом без призрения; кобылица вспоила ее молоком своим, а пастухи соседних стран были ее воспитателями. За Элевзином Тесей встретился со свирепым Дамастом, который зазывал прохожих к себе в дом и предавал их потом самой мучительной смерти. У него было ложе, на которое должны были ложиться попадавшие в дом его путники: если ложе было для них коротко, Дамаст обрубал им ноги; если же ложе было длинно – он бил и вытягивал путнику ноги до тех пор, пока ложе не приходилось ему в меру. Поэтому Дамаста звали также Прокрустом – вытягивателем. Тесей принудил самого его лечь на ужасное ложе, и так как исполинское тело Дамаста было длиннее ложа – герой обрубил ему ноги, и злодей кончил жизнь в ужасных мучениях.

После стольких подвигов и приключений, Тесей прибыл благополучно к потоку Кефиссу. Здесь он был дружески принят некоторыми из рода Фиталидов, которые очистили его от пролитой им крови и проводили до самого города.

Когда юный герой в длинной ионийской одежде, с красиво причесанными волосами проходил по улицам города, увидали его рабочие, строившие храм Аполлону, и стали насмехаться над "девицей, которая бродит по улицам одна, без провожатого". Разгневанный Тесей выпряг из стоявшей вблизи повозки быков и повозкой пустил в глумившихся над ним работников, сидевших вверху, па крыше храма. С изумлением и страхом увидали они тогда, что им приходится иметь дело не со слабосильной женщиной, и были весьма рады, когда Тесей, оставив их, пошел далее.

Тесей в Афинах

Чужестранцем вступил Тесей и дом своего отца и не был им узнан. В доме старого царя хозяйничала в то время злая и хитрая Медея; бежав из Коринфа, она прибыла в Афины и была здесь радушно принята Эгеем, которому обещала возвратить своими волшебствами силу юности. Медея узнала в пришельце Тесея – Эгеева сына и, боясь, чтобы он не вытеснил ее из дома своего отца, стала думать о том, как бы извести юношу. Она уверила слабого и боязливого царя, что прибывший в его дом чужестранец – соглядатай, подосланный врагами, и убедила старца отравить гостя за обедом. За столом Медея поставила перед юношей питье, в которое положена была отрава.

Тесей же, желая поразить отца внезапной радостью, вынул для резания мяса тот меч, по которому старик должен был узнать в нем своего сына. Обрадовался и ужаснулся тогда Эгей, быстро бросил он на пол кубок с отравой и крепко обнял сына, которого ждал с нетерпением так долго. Медея же сочла за лучшее немедленно оставить дом старика Эгея и бежать из пределов его царства.

Эгей тотчас представил сына собравшемуся народу и рассказал о его подвигах и приключениях, бывших с ним на пути. Радостно приветствовал народ юного героя, своего будущего царя. Скоро представился Тесею случай показать афинянам свое мужество и свою силу. Пятьдесят сынов Палланта, Эгеева брата, до сих пор находились в твердой уверенности, что по смерти их старого, бездетного дяди власть его перейдет в их руки. Теперь же, когда к старику неожиданно откуда-то прибыл сын, о котором никто ничего не знал до сих пор, надежда эта оказалась тщетной, и дикие Паллантиды в яростном гневе, с оружием напали на город, имея намерение убить старого царя и его сына и присвоить себе власть над городом. Подойдя к Афинам, Паллантиды разделились на два отряда: один отправился к городским воротам, другой сел в засаду. Последний отряд должен был напасть на Тесея с тыла во время борьбы его с передовыми Паллантидами. Проведал, однако, Тесей о плане врагов и начал с того, что отыскал тех из них, которые скрывались в засаде, и перебил всех их до последнего; остальные обратились после этого в бегство. Так избавлен был Эгей от притеснений и опасностей, которыми грозило ему постоянно властолюбие племянников; с тех пор дни его текли мирно. Вскоре после этой победы юный царевич оказал великое благодеяние и всем жителям Аттики. На полях марафонских свирепствовал страшный бык, о котором мы уже знаем из истории о Геракле. Бык этот был приведен Гераклом с Крита в Микены и отдан Эврисфею; бежав из Микен, он долго бродил по Элладе, пришел наконец в Марафонскую страну и стал здесь страшилищем и бичом людей и животных. Тесей поборол быка, привел его в Афины и принес здесь в жертву Аполлону.

Миф о Тесее и его сыне Ипполите

По смерти Эгея царем в Афинах стал Тесей. Мудрыми учреждениями и законами он установил в государстве такой порядок, что почитался истинным основателем Афинского царства. Правил он кротко, человеколюбиво, и царство его почиталось убежищем для всех утесненных и преследуемых. Так, кроме славы великого героя Тесей стяжал славу мудрого правителя. Но жажда подвигов, томившая его душу, не давала ему покоя и часто уводила его далеко за пределы Афинского царства. Он принимал участие в калидонской охоте, в походе аргонавтов и, вместе с Гераклом , ходил в страну амазонок. Во время последнего похода он взял в плен амазонскую царицу Антиопу, привел ее в Афины и здесь вступил с ней в брак. Войнолюбивые амазонки не могли перенести такого позора. Сильной ратью пошли они на Элладу, чтобы отомстить грекам за поражение и освободить из плена свою царицу. Они дошли до Афин и взяли приступом город; афиняне удалились в крепость, амазонки же расположились на холме Арея. На соседней равнине загорелась жаркая битва, в которой Антиопа, полная страстной любви к мужу, билась вместе с ним в рядах афинского войска до тех пор, пока, пораженная в грудь копьем, не пала к ногам супруга. Эта горестная для обеих сторон потеря ослабила ярость битвы и повела к торжественному примирению. По заключении мира амазонки отступили.

Антиопа родила Тесею сына Ипполита. Отец послал мальчика на воспитание в Трезену, к деду своему по матери Питфею. Вырос Ипполит и стал прекрасным юношей; много дев пылало к красавцу любовью. Но целомудренный юноша холоден был к красоте и любви; его подругой была чистая, девственная Артемида: вместе с ней блуждал он по лесистым горам, охотясь на ланей и вепрей, и пренебрегал дружбой с Афродитой. Гневом воспылала на него за это богиня любви и положила погубить гордеца, вселив нечистую любовь к нему в сердце мачехи его Федры. Федра была дочь Миноса, младшая сестра Ариадны. Тесей вступил с ней в брак, находясь в преклонных уже летах. Так была похожа Федра на свою старшую сестру, что когда Тесей ввел в свой дом молодую жену, ему казалось, будто он снова переживает счастливые дни юности и видит осуществление надежд и мечтаний своей молодости. Только то упустил из виду Тесей, что лета его не соответствовали летам молодой жены и что красота юности, которой он привлекал некогда любовь, давно уже миновала.

Однажды Ипполит пришел из Трезены в Афины на праздник Элевсинских таинств. Тут Федра увидала в первый раз своего пасынка: таким же красавцем был Тесей в лета молодости. С первой же встречи Федра горячо полюбила юношу – такова была воля Афродиты. Таила она свою страсть и старалась подавить ее, но бессильна была ее воля, не властна была она над собою. Когда Ипполит ушел опять в Трезену, Федра на высоком холме построила храм Афродите; здесь часто просиживала она но целым дням и, томимая страстью, смотрела на дальний берег, где жил ее пасынок. В скором времени Тесей должен был ехать вместе с нею в Трезену и пробыл там довольно долго. Близость прекрасного юноши еще больше усилила любовь к нему Федры. Она уже не хотела подавлять своей страсти: муки любви стали для нее наслаждением и счастьем. В то время как Ипполит упражнялся в единоборстве на арене, царица садилась под тень миртового дерева, на ступени храма Афродиты, стоявшего на ближнем холме, и отсюда, никем не зримая, любовалась красотой юноши и не сводила глаз с него, и когда мучения страсти становились невыносимы, царица, заливаясь слезами, рвала листья мирта и пронзала их булавкой. Так изводилось пагубной страстью ее болящее сердце; сохла она, и увядала ее краса. День и ночь томилась она в своем одиноком тереме, бледная и недужная, и наконец решилась умереть. Три дня отвергала она всякую пищу и, полуживая, недвижимо лежала на своем ложе, и никто не мог постичь причины ее страданий. Приходит наконец к царице ее старая кормилица и начинает расспрашивать о ее горе; несчастная царица открывает ей свою тайну. Хитрая кормилица, питавшая к своей госпоже безрассудную, слепую любовь, задумала открыть Ипполиту, как любит его мачеха, и убедить его не отвергать ее чувства. Узнав о намерении кормилицы, Федра не поощрила ее ни одним словом, но и не воспретила ей исполнения задуманного.

Ипполит только что возвратился из нагорных лесов, где охотился он со своими сверстниками. В их веселом обществе, воспевая хвалебные гимны, отправился он к храму защитницы своей девственной Артемиды. Украсив статую богини венком из цветов, он беззаботно пошел назад, в дом деда своего Питфея. Здесь встретила его старуха кормилица. Взяв с царевича клятву, что он не откроет никому того, что услышит от нее, старуха сообщила ему о страсти Федры и убеждала его не отвергать этой страсти. С ужасом и негодованием выслушал целомудренный юноша рассказ и предложение старухи и, возмущенный, проклиная всех женщин, тотчас удалился из дома и пошел в горы бродить по лесам – здесь, на лоне мирной, непорочно-прекрасной природы, искал он успокоения смущенной душе своей и не хотел возвращаться домой до тех пор, пока но вернется отец его, бывший в то время в Дельфах.

Когда узнала Федра о том, каким гневом воспылал Ипполит, слушая речи ее кормилицы, и как быстро скрылся он потом из дома, – стыд и отчаяние овладели душой несчастной царицы, и она решилась умертвить себя. Какими глазами стала бы она смотреть теперь на своего супруга и на юношу, ведавшего уже ее вину и гнушавшегося ее страстью? Одна только смерть – так казалось несчастной – может избавить ее от позора и искупить вину ее; смертью же думала она отомстить и тому, кто своим гордым презрением оскорбил и разбил ее сердце: не миновать и ему гибели, общая участь постигнет их обоих, и не будет он больше с гордым безучастием смотреть на злую судьбу ее. Удалясь в опочивальню, царица накинула на шею петлю и удавилась. Но перед смертью она написала на дощечке мужу, что в отсутствие его Ипполит делал покушение на ее честь и что смертью только могла она спастись от угрожавшего ей позора.

Украшенный лавровым венком, спокойно возвращался Тесей из Дельф, надеясь, что будет встречен радостными приветствиями домочадцев; но, подъехав к дому, он вопреки ожиданиям слышит вопли женщин и печальные крики рабов. Уж не умер ли престарелый Питфей, не случилось ли какого несчастья с каким-нибудь из малолетних царевичей? Только слышит он, что не Питфей умер – умерла Федра, сама наложила она на себя руки. Быстро входит он в дом, бросается к трупу и, отчаянный, горькими слезами оплакивает потерю жены – лучшей из всех жен на земле. Видит он в руке ее таблицу, – берет он эту таблицу и что же читает на ней? Собственноручно писала Федра мужу, что сын его Ипполит покушался на честь ее и что это покушение и было причиной ее самоубийства. Полный гнева и невыносимой скорби проклинает Тесей преступного сына, взывает к бурегонителю Посейдону: "Отец Посейдон! Ты любил меня всегда как сына и дал мне некогда обещание исполнить три мои желания; молю: покарай преступного; если не ложно было твое обещание, пусть не переживет он этого дня! Если же владыка Посейдон, – прибавил Тесей, – не ниспошлет в Аид моего сына, я изгоню его из пределов нашей земли: пусть в горе и нужде, тяготимый проклятиями отца, влачит он дни свои на чужбине".

Тесей пылал еще гневом, когда Ипполит возвратился домой. Ничего не зная о причине отцовского гнева, он с участием стал расспрашивать о том, что случилось в их доме. С невозмутимым спокойствием, в полном сознании своей непорочности защищался Ипполит от обвинений и упреков, которыми осыпал его отец, но, связанный клятвой, не мог он открыть истинной причины самоубийства Федры и не убедил отца в своей невиновности. Тесей изгнал сына из отечества. Проливая горькие слезы, Ипполит перед отходом еще раз торжественно призвал в свидетели своей невинности охранителя клятв Зевса и Артемиду, ведавшую непорочность его сердца.

Не зашло еще солнце того дня, как к Тесею явился гонец с вестью о гибели сына его Ипполита. С горькой усмешкой спросил ослепленный гневом отец: кто умертвил его сына? "Не пал ли он от руки врага, жену которого оскорбил так же, как жену отца своего?" – "Нет, – отвечал раб. – Собственные кони убили его, погубило его проклятие, которое изрек ты над ним, когда призывал на его голову кару Посейдона". – "О боги, о Посейдон! – воскликнул Тесей. – Милостив был ты ко мне в этот день, как отец внял мольбе моей и исполнил ее! Но скажи мне, вестник, как поразила преступного праведная кара гневного бога?" – "Были мы на берегу моря, – так начал рассказывать вестник, – мыли мы там и чистили коней Ипполита, и тут дошла до нас весть, что царевич навсегда изгнан тобой из родины. Вскоре за тем подошел к нам и сам Ипполит, сопровождаемый толпой опечаленных друзей, и подтвердил нам то, что слышали мы от других; потом велел он запрягать коней в колесницу: земля его предков стала теперь для него чужой землей. Когда кони были впряжены в колесницу, он взял в руки повода и сказал, воздев руки к небу: "Зевс-всевидец! Пусть поразит меня смерть, если я повинен в возводимом на меня беззаконии! Рано или поздно, при жизни моей или после смерти, пусть отец мой узнает, как несправедливо поступил он со мной!" С этими словами пустил он коней, мы же пошли вслед за ним по дороге к Эпидавру и Аргосу. Когда, миновав Трезену, прибыли мы к Саронскому заливу, на пустынный берег моря, мы услыхали раскаты грома, раздававшегося как будто из-под земли. Испуганные кони навострили уши, и в страхе стали мы озираться во все стороны, отыскивая, откуда выходили громовые звуки? Обратись к морю, мы увидали неслыханно высокий вал: до небес вздымался тот вал и совершенно скрывал от нас скалы противоположного берега. Вскоре пенящиеся, седые волны с шумом устремились на берег, на дорогу, по которой ехала колесница царевича, и из волн вышел огромный, чудовищный бык, от дикого рева которого содрогались прибрежные скалы и утесы. Страх обуял коней. Сын твой, опытный в искусстве править колесницей, изо всех сил натягивал повода и всячески старался сдержать бешеных коней; но, закусив удила, мчались они по дороге, и не было возможности сдержать их никакой силой. Ипполит старался направить коней к равнине, но бык бросался на них с этой стороны, пугал их своим ревом и гнал в противоположную сторону – к скалистому крутому побережью. Так пригнал он коней к обрыву скалы; кони бросились вниз и разбили колесницу. Бешено помчались они по берегу, влача за собой, по песку и по камням, запутавшегося в поводах царевича; голова и тело несчастного постоянно бились о камни и ребра прибрежных утесов. Мы бросились к нему на помощь, но не могли догнать без устали мчавшихся коней. Наконец, высвободясь из оборвавшихся поводьев, разбитый и окровавленный, падает он на землю и лежит, борясь еще со смертью. Кони исчезли из виду, скрылся также и бык – словно его поглотила земля. Господин, – сказал в заключение вестник. – Я раб твой, но никогда не заставишь ты меня думать, что сын твой преступен; в моих глазах он вечно будет добродетельнейшим из людей".

Тесей, все еще убежденный в преступности Ипполита, сказал после долгого молчания: "Не радуюсь я несчастью сына, но не могу и жалеть о злодее. Принесите его сюда; умирающего, уличу я его, не может он более запираться в своем злодеянии: гнев богов-карателей обличает его". В то время как Тесей ждет прибытия умирающего сына, внезапно является девственная богиня Артемида, подруга Ипполита, сопутствовавшая ему на охотах по горам и лесам, и обращается к афинскому царю с такой речью: "Что радуешься ты, Тесей, гибели сына? Несчастный! Поверил ты лживым словам жены и погубил невиновного! Вечным позором покрыл ты свою голову, и нет тебе отныне места между правдивыми. Узнай злосчастную судьбу свою. Жена твоя Федра, распаленная ненавистной мне богиней, любила твоего сына; пыталась она подавить в себе эту любовь, но не успела, и погибла, послушав своей старой кормилицы. Кормилица открыла любовь госпожи своей Ипполиту: он с негодованием и ужасом отверг эту любовь. Тогда Федра написала тебе лживое письмо и им погубила твоего сына; ты поверил письму; сын же твой, давший кормилице клятву молчать о слышанном от нее, не нарушил своей клятвы. Великое преступление совершил ты: увлеченный гневом, не разбирая дела, поразил сына проклятием и погубил его, неповинного".

Как убитый стоит Тесей перед богиней. Знает он теперь, что сын его умирает безвинно, жертвой безрассудного отцовского гнева. "Погиб я, – восклицает Тесей. – Нет для меня более радостей в жизни!" С громкими рыданиями бросается он навстречу сыну: покрытый кровью, избитый и еле живой лежит перед ним Ипполит. Прожил он, однако, столько времени, что успел простить убитого горем отца и снять с него вину в неповинно пролитой крови.

Полный глубокой скорби Тесей похоронил сына под тем миртовым деревом, под которым так часто сиживала Федра, томимая муками любви. И тело Федры погребено было под тем же деревом – в месте, которое так любила она в последние дни жизни: Тесей не хотел лишать своей несчастной жены чести погребения. Трезенские жители стали воздавать Ипполиту почести, подобающие полубогам, и установили в память его ежегодные празднества. Девы оплакивали судьбу целомудренного юноши, любимца Артемиды, принявшего смерть от оскорбленной им Афродиты; они приносили ему в жертву кудри волос и пели в честь его сладкозвучные песни.

Правил некогда в Афинах мудрый, но бездетный царь Эгей. Как-то, пребывая в печали от невозможности иметь наследника, отправился царь к оракулу, чтобы узнать будущее своих возможных потомков. Но оракул не мог разгадать ответ. Тогда Эгей обратился к царю города Трезен Питфею с той же самой просьбой. И ког-да Питфей, будучи магом, внимательно вчитался в про-рочество, то сразу понял, что у Эгея непременно родится наследник, более того, он совершит множество подви-гов и станет в будущем властителем Афин.

Отменно угостив дорогого гостя, Питфей уложил его спать со своей дочерью Эфрой. Но в эту же ночь с ней сблизился и морской бог Посейдон. Спустя положенное время у Эгея и Эфры родился сын, названный Тесеем. Таким образом, у мальчика, как и положено герою, бы-ло два отца — земной Эгей и божественный Посейдон.

После рождения первенца Эгей решил, что пребывание ребенка в царском дворце слишком опасно. Дело в том, что на власть в Афинах претендовали племянни-ки Эгея — сыновья его брата Палланта. И если бы они узнали о существовании Тесея, то могли бы без малейших сомнений расправиться с ним. Во избежание та-кого поворота событий Тесея было решено оставить в Трезене, где бы он мог спокойно жить с матерью Эф-рой и дедом Питфеем. Уезжая в Афины, Эгей попросил жену не говорить сыну о том, кто его отец. А когда мальчик станет юно-шей, он должен достать меч и сандалии, спрятанные под тяжелой скалой в Трезене, и отправится в Афины, чтобы найти отца.

До шестнадцати лет воспитывался Тесей в доме сво-его деда. Мудрый Питфей всячески заботился о внуке, радуясь тому, что тот превосходит в силе и ловкости всех своих сверстников. Но вот пришло время, и Эфра уже не могла скрывать тайну от сына. Она указала ему место, где находилось оружие и обувь царя. Тесей без труда поднял скалу и достал отцовские реликвии. На-стало время для пути в Афины.

Отправляя Тесея в дорогу, Эфра и Питфей предупре-дили его, чтобы он шел в Афины морем, а не сушей, поскольку дорогу, пересекавшую Коринфский переше-ек, избрали для своих набегов злодеи всех мастей — де-ти и потомки звероподобных чудищ. Но Тесея, которому однажды надлежало встретиться с жутким Минотавром, не стра-шили опасности. Его переполняло желание повторить знаменитые 12 подвигов Геракла и добыть славу великого победителя.

Подвиги Тесея

Подвиги Тесея действительно стали легендой. Свое первое испытание Тесей прошел в Эпидавре, где встретился с сыном самого Гефеста — хромым велика-ном Перифетом, владевшим огромной железной дуби-ной. Отличаясь неистовым разбойничьим нравом, Перифет убивал всех путников, просивших приюта, за что получил прозвище Дубинщик. Тесей поразил зло-дея, отобрав у него смертоносную палицу, которая сослужила ему в дороге добрую службу.

Другим противником на пути Тесея стал «сгибатель сосен», свирепый разбойник Синис. Каждого встречав-шегося ему путника он привязывал за руки и ноги к верхушкам двух согнутых сосен. Со страшной силой деревья распрямлялись и разрывали несчастного на части. Когда Тесей приблизился к разбойнику, тот пред-ложил ему испытать свою силу и помочь наклонить сосну. Тесей согласился, но пообещал, что как только он выпустит дерево из своих рук, Синис улетит в небо. Оглядев останки жертв, принявших смерть от веролом-ного убийцы, Тесей связал разбойника, затем, нагнув своими могучими руками две сосны, привязал его к ним и отпустил деревья. Так Синис погиб той же смертью, на которую обрекал ни в чем не повинных людей. Путь через Истм был отныне свободен. В дальнейшем, в память о своей победе, Тесей учредил на том месте, где он победил Синиса, Истмийские игры.

Встреча с разбойником Скироном была еще одним испытанием для Тесея. Злодей устроил свое логово там, где перешеек был самым узким, а дорога с обеих сторон отвесно обрывалась в море. Пользуясь своей невероят-ной силой, Скирон заставлял всех, кто проходил мимо, мыть ему ноги. Лишь только человек наклонялся, же-стокий разбойник резким толчком сбрасывал несчаст-ного со скалы в бурные волны моря, где он разбивался насмерть, а тело пожирала чудовищная черепаха. Приблизившегося Тесея Скирон тоже попросил встать на колени и вымыть ему ноги. Тесей для видимости повиновался, но все же опустился чуть поодаль от края обрыва. В ту же минуту Скирон, крикнув, что путник должен пойти накормить его черепаху, попытался столкнуть Тесея с обрыва. Но злой замысел не удался, потому что герой оказался более ловким и первым стол-кнул Скирона в море.

В Элевсине Тесею пришлось вступить в поединок еще с одним разбойником Керкионом, который вынудил его к единоборству. Храбрый сын Эгея схватил Керкиона и насмерть сдавил его своей мертвой хваткой.

Почти у самых ворот Афин Тесей встретил великана-“вытягивателя” Прокруста, который уговорил его остать-ся переночевать. Однако великан являлся злобным убийцей-мучителем. В жилище у Прокруста было приготовлено специальное ложе, на которое он укладывал всех, кого удавалось к себе заманить. Если ложе оказывалось слишком длинным, то разбойник бил несчастного деревянным молотком, чтобы растянуть его тело. Если же ложе было корот-ким, то он безжалостно обрубал ноги пленника. Тот же злодейский замысел великан имел и по отношению к Тесею. Однако Тесей раз и навсегда положил конец этим злодеяниям, искалечив тело Про-круста его же орудием пытки.

Это был его последний подвиг на пути в Афины. Подойдя к городу, Тесей, будущий победитель Минотавра, не захотел входить в него, запятнанный кровью Синиса, Скирона, Прокруста и других разбойников с большой дороги. Хотя его борьба была справедлива, он все же попросил служителей храма совершить над ним очистительный обряд у алтаря Зев-са. Наслышанные о подвигах Тесея, храмовники радушно приняли юного героя. Они исполнили его просьбу и очистили его от скверны про-литой крови. Теперь Тесей мог идти в Афины, к своему отцу Эгею.

Тесей - сын Эгея

Придя в царский дворец, Тесей - сын Эгея, все же не сразу признался престарелому отцу, кто он на самом деле, а лишь представился чужеземцем, ищущим защиты. Эгей не узнал сына, но его узнала волшебница Медея, прибывшая из Коринфа в Афины, стала женой Эгея. А чтобы заслужить расположение царя, пообещала ему вернуть бы-лую молодость. Уверовав в колдовское могущество Ме-деи, Эгей полностью подчинился коварной женщине.

Властолюбивая Медея сразу поняла, какая ей грозит опасность, если Эгей узнает, кто этот прекрасный юно-ша. Чтобы не лишиться власти над царем, она задумала погубить героя, уверив старого царя, что пришелец не кто иной, как лазутчик, подосланный врагами. Правда, слух о подвигах Тесея уже дошел до Афин, а потому Медея предложила Эгею проверить, так ли он смел и отважен. Она поручила укротить марафонского быка, привезенного Гераклом с острова Крит и опусто-шавшего поля в окрестностях Афин. Тесей легко спра-вился с огромным огнедышащим животным, привел его в город, где принес в жертву богине Афине.

После неудачной попытки избавиться от Тесея Медея решила погубить его другим способом. Согласно тради-ции, жертвоприношение всегда сопровождалось пирше-ством. Именно во время пышного застолья колдунья предполагала отравить героя. Но едва она поставила чашу с ядом на пиршественный стол, Тесей обнажил свой меч, чтобы отрезать кусок жертвенного мяса. Эгей сразу узнал тот меч, который он сам шестна-дцать лет назад положил под скалу в наследство ново-рожденному сыну. Он взглянул на ноги Тесея и увидал на них свои сандалии. Теперь он понял, кто этот чуже-земец. Удивленный и обрадованный, он вскочил со сво-его места и резким движением сбросил чашу со смерто-носным зельем.

А что же Медея? Как и можно было ожидать, она с по-зором была изгнана из Афин и бежала со своей родней в Мидию. Эгей же торжественно объявил всему афинско-му народу о прибытии сына, поведав о его великих под-вигах, совершенных во время пути из Трезена в Афины. Горожане ликовали, приветствуя будущего царя.

Слух о том, что в Афины пришел Тесей, донесся до завистливого брата Эгея Палланта и его сыновей. С при-бытием Тесея у них осталось мало надежд на правле-ние в Афинах после смерти Эгея: теперь у него был за-конный наследник. И тогда паллантиды решили силой завладеть страной. Зная могучую силу Тесея, они реши-ли на тайном совете, что часть воинов открыто подсту-пит к стенам Афин, а часть укроется в засаде. Но Тесею удалось разгадать этот план. Он первым напал на скрыв-шихся в засаде паллантидов и всех их перебил. Когда воины, стоявшие под стенами Афин, узнали о пораже-нии братьев, ими овладел такой страх, что они тут же обратились в бегство. После этого Эгей мог спокойно править в Афинах под защитой своего сына.

Тесей и Минотавр

Самому же Тесею пришлось вступить еще в одно крайне опасное единоборство — на этот раз с чудовищным Минотавром. Тесей и Минотавр являлись очень могучими противниками, и исход этой борьбы предугадать было невозможно.

Каждые девять лет Минос, царь Крита, требовал от Афин в качестве дани семь девушек и семерых юношей. Их приносили в жертву Минотавру — страшилищу с че-ловеческим туловищем и бычьей головой, рожденному от жены Миноса Пасифаи и быка, поселенного на Крите Посейдоном. Обитал Минотавр в подземном лабирин-те — веренице бесконечных, извилистых коридоров, закрытых выходов и замысловатых поворотов, создан-ных архитектором Дедалом. У этого лабиринта была особая история. Когда-то у Ми-носа был сын Андрогей, умный юноша и прекрасный атлет. Славен он был еще и тем, что неизменно побеждал в традиционных Панафинских играх в Афинах, чем по-стоянно вызывал зависть Эгея. И вот, чтобы погубить Андрогея, царь послал его сразиться с марафонским быком. К великой печали Миноса, в этой схватке Андрогей был сражен буйным зверем. В наказание за смерть сына Минос и наложил кровавую дань на Афины.

После того как Тесей расправился с сыновьями Палланта, настало время для отправления молодых афинян на гибельный остров. Тесей решил стать одним из них. Отец, охваченный горем, изо всех сил пытался отговорить его, но тот был непреклонен, пообещав, что непременно сразит Минотавра и вернется домой с победой. Эгей был уверен в том, что никогда больше не увидит своего сына. И все же он позаботился, чтобы на судне, которое под черным траурным парусом везло на Крит жертвенных юношей и девушек, был в запасе белый парус: в случае удачи царь просил поднять его как сигнал победы, который можно было бы увидеть с Акрополя.

Афинских посланцев встречал сам Минос со своими слугами. Во время выступления атлетов дочь Миноса Ариадна увидела Тесея и тотчас влюбилась в него. Ког-да настало время идти в лабиринт, она втайне от отца дала Тесею, вызвавшемуся быть первым, клубок нити, один конец которой тот привязал за выступ у самого входа, чтобы не затеряться на обратном пути. Раскру-чивая клубок, Тесей продвигался к центру лабиринта и, достигнув его, оказался прямо перед Минотавром, са-мым жутким существом из всех, с которыми ему при-ходилось встречаться.

Нить Ариадны

Тесей и Минотавр сошлись в смертельном поединке. Герой, практически безоружный, смело отразил на-падение ужасного Минотавра и изматывал его силы до тех пор, пока не сломал ему шею. Лишенный сил, однако целый и невредимый, он с помощью нити Ариадны добрался до спасительного выхода вместе с афинскими юношами и девушками.

Быстро снарядив корабль, Тесей вместе с Ариадной отправился в обратный путь в Афины. Но прекрасной Ариадне не суждено было стать женой прославленного ге-роя. На обратном пути Тесей вышел на берег Наксоса. Когда он вместе со спутниками отдыхал на берегу одно-го из островов, ему во сне явился бог вина и веселья Дионис. Он поведал, что боги отдают Ариадну в жены именно ему, Дионису. Не смея перечить воле богов, грустный Тесей продолжил свой путь. А красавица Ари-адна стала богиней, супругой великого Диониса.

Тем временем корабль Тесея несся на черных пару-сах по лазурному морю. Вот уже показался вдали берег Аттики. И надо же было такому случиться, что Тесей, опечаленный потерей Ариадны, забыл заменить чер-ные паруса белыми в случае счастливого завершения путешествия. Стоя на высокой скале, тревожно вглядывался Эгей в морскую даль. Вот вдали показалась темная точка, она постепенно росла, приближаясь к берегу. К своему ужасу, царь видит на корабле те же черные паруса — то есть, Тесея уже нет в живых. В отчаянии бросился Эгей с высокой скалы в море, а волны выбросили на берег лишь его безжизненное тело. С тех пор это море и называется Эгейским. С великими почестями оплакал отца убитый горем Тесей, а после похорон принял власть над Афинами.

Подобно другим героям сыну Эгея пришлось сражаться с воинственными амазонками, постоянно нападавшими наАттику. Во время одного из походов он похитил царицу Антиопу, которая родила ему сына Ипполита.

Другие опасные подвиги Тесея связаны с великим героем Пирифоем. Дружба между ними возникла при следующих обстоятельствах. Жили в Фес-салии воинственные лапифы, которыми правил могу-чий герой Пирифой. Он давно был наслышан об отваге и мощи непобедимого Тесея и однажды решил поме-риться с ним силой. Чтобы вызвать Тесея на битву, отправился Пирифой к Марафону и там, на тучных пастбищах, похитил стадо быков, принадлежавшее ца-рю. Узнав о таком неслыханном воровстве, Тесей пу-стился в погоню за похитителем и быстро его настиг. Друг перед другом встали оба героя, подобные бес-смертным богам. Оба были поражены величием друг друга, оба одинаково исполнены храбрости и отваги. Убедившись, что равны силой и мужеством, бросили оружие и, протянув друг другу руки, заключили меж-ду собой дружественный союз, обменявшись в знак примирения оружием.

Увы, дружба Тесея и Пирифоя имела трагическое продолжение. Задумал как-то дерзкий царь лапифов взять себе в жены саму Персефону, богиню царства мертвых. Помочь ему в этом ри-скованном деле взялся Тесей, тем самым нарушив строгие законы олимпийцев, ибо никому не дано вхо-дить в обитель Аида, даже героям. Лишь только спустились друзья в подземный мир в поиске Персефоны, как удача покинула их. Супруг Персефоны Аид, бог подземного мира, пригласил путников отобедать. Вкусив пищу, они попробовали подняться, но обнаружили, что намертво прикованы к внезапно окаменевшим ложам. Так бы и остался Тесей в обители Аида, если бы его не спас Ге-ракл, вернувший героя в земной мир. Пирифой же навсегда остался в подземном царстве мертвых.



error: