Национальный характер в произведении шукшина микроскоп. В

«Шукшин Василий Макарович» - Было очень интересно и познавательно, мы узнали много о быте и жизни семьи Шукшина. В 1954 году поступает на режиссерское отделение Всероссийского института кинематографии, который заканчивает в 1960. Первым местом работы Василия Шукшина стал трест «Союзпроммеханизация», который относился к московской конторе.

«Жизнь Шукшина» - Вот взбегу я на холм поднебесный И, присвеченный радостью дня, Вскрикну: -Люди! У озера. Мария Сергеевна Шукшина с трехлетним Васей. Пришел солдат с фронта. Годы службы балтийский флот (1949-1953). Годы учебы во ВГИКе. Василию Шукшину 16 лет. Край сибирский. Дом, где прошли детские и юношеские годы В.М. Шукшина.

«Произведения Шукшина» - Гипотеза. Актуальность. Заключение. Содержание работы: Глава первая: «Способы и приемы номинации в творчестве Шукшина В.М.». Структура работы: Гипотеза не является противоречивой и доказуема. Спасибо за внимание! Использование разговорно-просторечных номинаций и номинации ролевого типа как средства идентификации персонажа.

«Шукшин Алтай» - Могила П. С. Попова – крестного Шукшина в селе Ая. Тема: «Шукшин в нашем селе». Праздник, посвященный 80-летию В. М. Шукшина «Калина красная грустит о Шукшине». Ощепков Николай Еремеевич. Василий Макарович Шукшин. Попов Павел Сергеевич (слева в первом ряду) – крестный дядя В. М. Шукшина. Губернатор Алтайского края А. Б. Карлин в кабинете-музее В. М. Шукшина.

«Писатель Шукшин» - Родина писателя – село Сростки. Школа в Сростках. Жена писателя – актриса Л.Федосеева-Шукшина. В доме писателя. Дом В.М.Шукшина в Сростках. В.М.Шукшин – актер, режиссер, писатель… Всероссийский музей-заповедник В.М.Шукшина. Дочь Маша. Памятник на горе Пикет в Сростках, где любил бывать писатель. Дочь Маша и внучка Света.

«Шукшин уроки» - Что осталось непонятным? Что показалось забавным, странным, страшным? Шукшин – режиссер, актер. Василий Макарович Шукшин (1929 – 1974гг.). За прилавком продавщица Роза. Эпиграф к уроку. Из рабочих записей В.М.Шукшина (Вопросы самому себе.- М., 1981г.). Виктор Астафьев. Потому что значение художника Шукшина нами еще до конца не осознано.

Всего в теме 10 презентаций

Урок-открытие «Праздник души». Чудаки и чудики в рассказе В.М.Шукшина «Микроскоп».

Цели урока:

Знакомство с многогранной личностью В. Шукши­на, с особенностями индивидуальной манеры писателя

Развитие умения анализировать рассказ «Микроскоп»;

Формирование нравственно-этических представлений.

Ход урока

Ι. Активизация внимания.

Сибирь в осеннем золоте,
В Москве - шум шин.
В Москве, в Сибири, в Вологде
Дрожит и рвется в проводе:
- Шукшин: Шукшин: Шукшин…

Ι I . Слово учителя

Наверное, вам уже приходилось слышать имя Василия Макаровича Шукшина, смотреть фильмы, в которых он участвовал как актёр и режис­сер. Он не писал специально для детей. Но проблемы, которые он поднимал в своих произведениях, вневременные и вневозрастные. Сегодня, исследуя рассказ “Микроскоп”, мы приобщимся к творчеству В.М. Шукшина (сообщение темы, цели).

ΙΙ I . ТЕМА

1.Эпиграф:

Откуда берутся такие таланты ? От щедрот народных. Живут на земле русские люди – и вот избирают одного.

Василий Шукшин

О каких людях идёт речь? Много ли их?

Какое отношение имеет эпиграф к В.Шукшину?

(Запись темы и эпиграфа в тетрадь)

2. Проблемные вопросы:

Почему героя рассказа Андрея Ерина можно отнести к «чудикам»?

3. Слово о Василии Макаровиче Шукшине (1929 – 1974 г.г.)

До обидного мало – 45 лет прожил В. М. Шукшин. Но то, что он создал, хватило бы на несколько биографий. (Сообщение подготовленных учеников+ презентация).

- Многое ли ему довелось пережить в жизни?

В.Шукшин любил свою родину, почему он удивлялся свой любви? (война, холод, голод, безотцовщина, тяжкий труд)

4. Грани таланта.

Шукшин - писатель, мас­тер короткого рассказа. Он говорил об искусстве рассказа: «Вот рассказы, какими они должны быть:

1). Рассказ - судьба.

2). Рассказ - характер.

3). Рассказ - исповедь.

Самое мелкое, что может быть, это рассказ - анекдот».

Как вы думаете, к какому типу рассказов относится «Микро­скоп»? Почему?

IY . Работа с текстом рассказа В.М. Шукшина «Микроскоп»

Главная тема его творчества - судьба простого, русского, деревенского жителя. В небольших рассказах, очень емких по содержанию, он изображает простых людей из народа, с их неустроенным бытом, заботами и тревогами, немного чудаковатых.

1. Словарная работа: «Чудик» - человек странный с виду, не похожий на других, но обладающий доброй душой, тянущейся к прекрасному, к зна­ниям, искусству и потому чуждый и непонятный обывателю.

2. «Немного о сюжете»

3. Выразительное чтение

1) с начала до слов: «Он обзываться вслух не смел»

Кто прав, по-вашему, в конфликте? Только ли осуждения заслуживает Андрей Вырин? Почему? (Сочувствие вызывает герой рассказа, стремяшийся к знаниям, озабо­ченный борьбой с микробами и вопросом о продлении человеческой жиз­ни, тем более он хочет возместить ущерб. Но по-своему права и Зоя: нельзя ребятишек лишать самого необходи­мого из-за причуд отца.)

2) «Неделю жил как во сне…»

Почему изменился Андрей Вырин с появлением микроскопа? Найдите в тексте глаголы, передающие состояние

героя после появления в доме микроскопа.

Где находил микробы? Как пытался их уничтожить?

Смешно или грустно наблюдать за попытками героя открыть секрет долголетия?

Понимает ли герой, что для открытия одного микроскопа мало?

4. Сравнение героев рассказа.

Как в диалоге проявляются особенности характеров героев? (Здесь автор показывает и невежество, душевную пустоту и нравственную глухоту Сергея. В сравнении с его обыденностью и приземленностью ярче выступает фанатическая увлечённость Андрея. Тяга к знаниям вызывает уважение.)

Почему Вырин не стал защищать своё открытие, а напился с Серегой?

Как вы понимаете последний диалог Андрея Ерина с сыном:

Понимаю: она продаст его.

Продаст. Да... Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего... На­до, конечно...

(В коней концов Андрей понимает правоту своей жены Зои.)

5. Характеристика

Что вы можете сказать о характере главного героя?

(С одной стороны, увлеченность неведомой стороной жизни, азарт любознательности; с другой - страх пред женой.)

Имя героя

Внешность

Черты характера

Суть “праздника” героя

Чувства героя в минуты “праздника”

Последствия (минусы) для героя и окружающих

Последствия (плюсы) для героя и окружающих

Изменения внешности и речи героя в минуты этих праздников

Почему они это делают?

6. Юмор. В рассказе немало смешного. (предварительное задание:приведите примеры).

в рассказе «Микроскоп»

Примеры

Эффект двойного разоблачения

«….Не могли уж чего-нибудь другое присудить? А то – микроскоп».

«Кого присудить? Не понял Сергей. Андрей похолодел.»

Язык персонажей, воссоздающий особенности их

образа мыслей.

«Догонют да ищо раз выдадут».

«Какого хрена болтаешься по дворам».

Емкость, многозначность слова

Скважина

Приёмы сатирического изображения

Большую часть его рассказов занимает диалог.

Что скрывает Шукшин - писатель за юмором? Как он относится к людям и жизни в целом?

(За юмором, который у писателя подчёркнут грустью, скрывается лю­бовь к человеку, неприятности всего, что уродует нашу жизнь, и утвержде­ние высоких норм нравственности, человеческого достоинства.)

7. Язык героев. Не менее важна для писателя речь персонажей, она изобилует просторечными выраже­ниями. Герои говорят так, как разговаривают в жизни простые деревенские люди. (предварительное задание: найдите в тексте просторечные слова).

8. Вывод об особенностях изображения героев.

Шукшина – люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам.

V . Итог урока.

Объяснить мысль Шукшина: “Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!”

- Главное качество, которое Шукшин ценил в человеке: помнить о добре и быть благодарным.

В чём проявился талант писателя?

Почему героя рассказа Андрея Ерина можно отнести к «чуди­кам»?

Вывод: Герои Шукшина – люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. И правда эта стала фактом искусства. В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам.

YII. Рефлексия. Отметить в тетради результаты своей деятельности на уроке рядом со словом «Итог»: открыл для себя новое – « + », не всё понятно – «+ -», ничего не понял « - ».

VIII .Домашнее задание:

На форматах А-3 записать выводы и наблюдения по тексту рассказа.

Литература.

«Микроскоп»

(стратегия «Цитаты действующих лиц»)

1. Подготовительный этап.

Вопросы, составленные к тексту о (1 человек отвечает на вопрос товарища, потом сам задаёт свой вопрос)

1. Что обусловило многообразие характеров в произведениях?

2. В чём заключается особенность рассказов писателя?

3. Почему любимых героев рассказов писателя называют «чудиками»?

Каков же герой рассказа «Микроскоп»:

ЧУДик ЧУДной ? («странный» с виду, не похожий на других,

поэтому окружающие его не понимают)

ЧУДный ? (обладает доброй душой, тянется к знаниям,

хочет принести пользу людям)

Наша задача – разобраться в этом.

__________________________________________________________________

2. Этап комплексного применения знаний.

1. Характеристика персонажа .

Мы уже не раз говорили с вами, что существует несколько способов характеристики литературного героя :

Цели урока.

Обучающая: продолжить освоение способа характеристики литературного героя, обучение чтению с использованием стратегиального подхода «цитаты действующих лиц».

Развивающая:

Воспитательная: воспитание чувства сопереживания, любви к людям, воспитание умений совместной деятельности; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива .

Единица содержания:

Тип урока:

Структура урока:

Подготовительный этап. Этап комплексного применения знаний. Контроль и самоконтроль. Итог на рефлексивной основе.

1. Подготовительный этап.

Задачи этапа.

Постановка целей и задач урока.

Предмет: литература, тема урока «Микроскоп».

Цели урока.

Обучающая: продолжить освоение способов характеристики литературного героя, обучение чтению с использованием стратегиального подхода «цитаты действующих лиц».

Развивающая: развитие умений анализировать литературное произведение с использованием теоретико-литературных терминов литературный герой, идейное содержание художественного произведения, развитие умений выделять главное, делать выводы, развитие речи, коммуникативных навыков учащихся.

Воспитательная: воспитание чувства сопереживания, любви к людям, воспитание умений совместной деятельности; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Единица содержания: способ характеристики литературного героя.

Тип урока: комплексное применение знаний.

Структура урока:

5. Подготовительный этап.

6. Этап комплексного применения знаний.

7. Контроль и самоконтроль.

8. Итог на рефлексивной основе.

Учащиеся знают основные теоретико-литературные понятия: литературный герой, идейное содержание литературного произведения, умеют работать с текстом, используя разные способы характеристики литературного героя (например, речь героя)

Учащиеся не знают особенности характеров героев рассказа «Микроскоп», идейного содержания рассказа»

Класс: 8 «А»

Предмет: литература, тема урока «Микроскоп».

Цели урока.

Обучающая: продолжить освоение способов характеристики литературного героя, обучение чтению с использованием стратегиального подхода «цитаты действующих лиц».

Развивающая: развитие умений анализировать литературное произведение с использованием теоретико-литературных терминов литературный герой, идейное содержание художественного произведения, развитие умений выделять главное, делать выводы, развитие речи, коммуникативных навыков учащихся.

Воспитательная: воспитание чувства сопереживания, любви к людям, воспитание умений совместной деятельности; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Тип урока: комплексное применение знаний.

Структура урока:

9. Подготовительный этап.

10. Этап комплексного применения знаний.

11. Контроль и самоконтроль.

12. Итог на рефлексивной основе.

Учащиеся знают основные теоретико-литературные понятия: литературный герой, идейное содержание литературного произведения, умеют работать с текстом, используя разные способы характеристики литературного героя (например, речь героя)

Учащиеся не знают особенности характеров героев рассказа «Микроскоп», идейного содержания рассказа»

На простом примере Шукшин показывает нам необходимость наличия цели в жизни любого самого простого человека.

Герой рассказа – столяр Ерин Андрей. Это любимый Шукшиным «чудик», простоватый немного нелепый, но искренний и добрый человек. Показывая его простоту, автор выделяет его портретную особенность краснеющий сломанный нос. Жена называет героя кривоносиком, и есть в этом что – то обидное. Она не уважает мужа, считает его неудачником и ничтожеством, постоянно формирует у него чувство вины. Андрей, молча, терпит упреки и побои жены. Согласен работать без выходных, не выпивать «читушечку» после бани.

Герой долго и упорно идет к осуществлению своей мечты, покупке микроскопа, соврав жене, что потерял деньги. Приобретение прибора преображает Андрея, он меняется кардинально. Теперь он глава семьи. Он шутит и покрикивает на жену, пользуется уважением сына и соседей. Ему становятся противны подвыпившие друзья. У него появился смысл жизни – борьба с микробами. Он даже придумывает различные, пусть наивные и смешные способы борьбы с ними.

Все меняется после разоблачения неправды Андрея. Жена везет микроскоп в комиссионный магазин, а муж превращается вновь в забитого пьющего и несчастного человека, лишенного смысла жизни.

Замученная бытом и безденежьем жена Зоя – воплощение многих русских женщин российской глубинки. Они вынуждены нести все на своих плечах, мечтая о покупке шубок для детей к зиме и пылесоса. Выбирая между мечтой мужа и материальным, она не замечает, что муж теряет только что обретенный смысл жизни.

Автор показывает читателю насколько важно иметь цель в жизни и мечту. На примере маленького человека и его семьи раскрыт смысл жизни в целом. Микроскоп помогает увидеть и то, что никто не видел в обычном столяре: любовь, сострадание, желание изменить жизнь, доброту к людям. Любой человек – это маленькая вселенная со своими радостями и трагедиями, несбывшимися мечтами и нереализованными целями. Часто обстоятельства жизни зависят не от общества или социального строя, а от обычных близких, которые могут придать смысл жизни или уничтожить его.

Заканчивает Василий Макарович рассказ на назидательной ноте. Герой говорит сыну о необходимости учебы. Грамотный и образованный человек сможет прожить более интересную и счастливую жизнь.

Несколько интересных сочинений

    В поэтической пьесе Грибоедова ум с сердцем не в ладу, по моему мнению, у всех персонажей. Это означает, что у героев нет гармонии, ведь приходится, чувствуя одно, говорить другое, делать – третье. В первую очередь, конечно, горе главному герою

  • Герои произведения Ася Тургенева

    Повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Ася» – это одно из самых лиричных и популярных произведений русской классики. Секрет успеха повести в искренности её главных героев.

  • Сочинение Общение. Что такое общение (рассуждение)

    Что же такое общение? Я думаю, что общение - установление контакта с людьми. Человеку, по моему мнению, жизненно необходимо общаться с другими людьми

  • Жадность – это качество человека, которое характеризуется скупостью и корыстолюбием человека. Это качество негативно принимается обществом, ведь жадный человек ничем не делится

  • Человек и общество в произведении На дне Горького сочинение

    Человек и общество неразрывно связаны друг с другом. Каждый из нас взаимодействует с социумом. К сожалению, гармонии между двумя понятиями зачастую сложно представить, ибо один начинает понимать, что общество ограничивает его свободу слова



error: