Сфинксы на египетском мосту. Тайны Древнего Египта на набережной Фонтанки: история создания и мифы Египетского моста Какие статуи на египетском мосту

В Санкт-Петербурге немало мест имеют мистическую историю существования. Египетский мост с момента его появления был окружен легендами и слухами. Их новый всплеск произошел в 1905 г., после неожиданного обрушения моста. Причины катастрофы были настолько загадочными, что порождали десятки версий - от рациональных до совсем невероятных и мистических, как, например, предупреждение сфинксов.




Все мосты Петербурга уникальны, но у Египетского - особенная история. Мост назывался цепным, так как висел на тройных нитях металлических цепей. Он был сооружен в 1825-1826 гг. инженерами В. фон Троттером и В. Христиановичем. Мост украшали фигуры четырех сфинксов и орнамент из иероглифов, из-за чего возникло название Египетский.


20 января 1905 г., когда по Египетскому мосту проходил кавалерийский эскадрон, пролеты неожиданно рухнули на лед Фонтанки. Вечерние газеты писали: «Сегодня в 12 ? час. дня при следовании лейб-гвардии конно-гренадерского полка через Египетский Цепной мост через Фонтанку, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строю справа по три в ряд, вместе с лошадьми упали в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов… К 2 часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приемные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось».


Цепи разорвались, и весь мост оказался на дне реки. Только четыре сфинкса остались на своих местах по обе стороны моста. Тут же началось расследование причин обрушения. Первой версией была «непрочность конструкции». Однако инженеры возражали против нее, так как с момента своего создания мост ремонтировали уже несколько раз, в 1904 г. ремонтные работы проводились дважды, после чего вынесли вердикт о том, что конструкция находится в хорошем состоянии.

Следующей версией стала «раскачка моста кавалерией» - так называемый эффект резонанса, который мог возникнуть вследствие ритмичных колебаний от слаженного шага военных. Во всех учебниках обрушение Египетского моста упоминалось как пример эффекта резонанса. Якобы именно тогда и появилась команда «Идти не в ногу!», отдававшаяся любому строю перед входом на мост.


Однако очевидцы катастрофы единогласно утверждали, что солдаты шли не в ногу, некоторые ехали на лошадях. Навстречу ехали извозчики, по тротуару шли прохожие - слаженного хода не было, и эффект резонанса в этом случае не должен был возникнуть. После того как ученые произвели физико-математические расчеты, эта версия показалась еще более сомнительной. Современными специалистами авария объясняется недостаточной прочностью металла на холоде.


Когда с помощью научных методов объяснить обрушение моста не удалось, подключилась народная фантазия. Выдвигались версии от мистических до фантастических. Так, например, возникла легенда о том, что возле моста жила дочь почтмейстера Мария, обманутая и брошенная офицером. Однажды она увидела в окно, как мост переходит тот самый полк, в котором служил ее обидчик, и в сердцах выкрикнула: «Чтоб вам, военным, провалиться!». Однако проклятия бедной Марии народной молве показалось недостаточно. Вспомнили, что мост был облицован гранитными блоками, вынутыми из стенок рвов Михайловского замка. А тот пользовался в народе зловещей славой - говорили, что гранит на постройку брали с мест древних капищ, что вызвало гнев богов.


А многие во всем произошедшем обвиняли сфинксов. И хотя они не имели к Древнему Египту никакого отношения, им все равно в народе приписывали мистическую силу. Говорили, что они поют погребальные песни. Дело в том, что цепи, на которых держался мост, действительно издавали разные звуки. Ну а народная фантазия приписала эти песни сфинксам и наделила их пророческой силой.

Петербуржцами в 19-м веке. Поэтому и при постройке нового моста для украшения использовались египетские орнаменты. Иероглифы украшали обе мостовые части, а проезд "охраняли" фигуры сфинксов. Конечно, в истории моста не обошлось без легенд, как и во многих строениях в Северной столице.

Египетский мост располагается в Адмиралтейском районе города, и с помощью него соединяются Покровский и Безымянный острова, перекинут он через Фонтанку. Свое название мост получил благодаря своей египетской тематике. Решение о его постройке было вызвано назревшей необходимостью о соединении отдаленных районов Фонтанки. Для разработки новой переправы были приглашены лучшие мастера, авторы сконструированного ранее цепного Пантелеймоновского моста, инженеры В.А. Христианович и Вильгельм фон Треттер. А фигуры сфинксов были сделаны по образцу модели Петра Соколова.

Реализация этого проекта началась в августе 1825 г., когда начали устанавливать сваи, а в период с августа по октябрь того же года сооружались гранитные устои моста, для чего было задействовано до 130 каменщиков. Все металлические элементы были сделаны на заводе Берда. Они проверялись с помощью машины, которая была изготовлена на этом же самом заводе. Весь процесс строительства занял всего год, и открытие данного моста было очень важным событием во всей истории петербургского мостостроения.

Торжественная церемония открытия состоялась 25 августа 1826 г. Среди гостей присутствовали инженеры, профессора и ученики Корпуса путей сообщения, учителя и воспитанники Военно-строительного училища и большое количество простых горожан. Египетский мост несильно отличался от Пантелеймоновского. По своей конструкции он был цепной, висячий и однопролетный.

Конечно, его главной отличительной особенностью было оформление в египетском стиле, которое было непривычно для жителей Северной столицы. Все элементы, которые располагались на въезде на мост, были украшены наиболее роскошно. Три цепи прикреплялись к большим воротам из чугуна, которые были украшены загадочными египетскими иероглифами. Сам мост был украшен ажурной решеткой, на которой тоже находились различные символы египтян.

Но самым главным украшением моста стали, конечно же, сфинксы, которые находились на берегах Фонтанки. Фигуры помещены на постаменты из гранита, на их головах располагались фонари, имеющие форму шестигранника. Сфинксы остались единственным сохранившимся от первоначального вида элементом.

Среди горожан это архитектурное сооружение получило неофициальное название "поющий", потому что когда люди переходили по нему, звук бряцающих цепей сопровождал движение. Чаще всего звучание было печальным, и некоторые увидели в этом знак, что с мостом может что-то случиться. Неожиданное его крушение произошло зимой в 1905 г.

До этой даты мост неоднократно ремонтировался в разные года. Починка, предшествующая печальному событию, была сделана в 1900-м году. 20 января 1905 г. по нему проходила военная кавалерия, а прямо по направлению к ним ехали сани с возницами. И в этот самый момент мост обрушился на лед Фонтанки. Обошлось без человеческих жертв, погибли только лошади. Этот случай вызвал многочисленные общественные толки.

Для того чтобы установить точную причину обрушения, была сформирована специальная комиссия Городской думы. Члены комиссии установили причину в железе плохого качества. Но, тем не менее, горожане не были удовлетворены таким объяснением, поэтому появились многочисленные версии этого случая.

1. Резонанс, вызванный ритмичным шагом военных. Это одна из самых популярных версий, которая даже была включена в учебники по физике. Конструкция моста не смогла выдержать слаженный шаг эскадрона, что спровоцировало резонанс. После появления этой теории даже ввели новую команду для военных "Идти не в ногу", которая говорится перед вхождением на любой мост.

Но у этой гипотезы есть серьезные недостатки. Ни одно математическое или физическое вычисление не подтвердило резонансное явление на Египетском мосту. Также, по словам очевидцев, всадники не спускались с лошадей, поэтому ни о каком слаженном шаге и речи не могло быть.

2. Помимо научной теории, романтичными петербуржцами была выдвинута и мистическая гипотеза. В одном доме с окнами, выходившими на этот мост, проживала некая Мария. Ее возлюбленным был конногвардейский офицер, который оставил бедную женщину. Поэтому, когда она увидела, как по мосту проходит полк кавалерии, то пожелала, чтобы военные провалились. И в тот же момент рушится Египетский мост.

Восстановление моста

Этот случай вызвал скептическое отношение к Пантелеймоновскому мосту, который был разобран в 1907 г. Чтобы восстановить движение, было решено построить деревянный мост, который возвели уже в апреле 1905 г. Несмотря на то, что перемещаться по нему было неудобно, потому что построили его совсем по-другому, в отличие от его предшественника, он просуществовал до 1955 г. (по некоторым данным, - до 1956 г.).

Новый Египетский мост был построен по плану архитекторов В. Васильковского и П. Арешева, который был наиболее приближен к изначальному виду. Конечно, его конструкция была упрощена, но египетское оформление оставили. И главные символы этого сооружения - сфинксы, продолжали стоять уже не один век.

Но однажды, весной 1989 г. "КамАЗ" наехал на одну из статуй сфинкса, в результате чего она упала в реку. Сфинкса достали из воды и отправили на реставрацию, во время которой люди увидели, что головы статуй были украшены позолотой, которая была спрятана под слоем краски. Все другие статуи тоже подремонтировали и привели в порядок все части, которые уже стали разрушаться. Таким образом, сфинксы продолжают оставаться главным украшением моста. Несмотря на то, что первоначальная конструкция была интереснее, Египетский мост продолжает привлекать внимание окружающих.

Египетский мост перекинут через реку Фонтанку в створе Лермонтовского проспекта исоединяет Покровский и Безымянный острова. Это однопролетное металлическое сооружение длиной 53,3 метра (длина по задним граням устоев) и шириной 27,6 метров.

Трасса моста пересекает реку наискосок, его продольная ось относительно набережной Фонтанки отклоняется от перпендикуляра на 20°.

Устои моста массивные железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом. У сопряжения открылков с набережными на гранитных пьедесталах установлены скульптуры сфинксов, украшавшие цепной Египетский мост.

У въездов на гранитных постаментах установлены обелиски, служащие торшерами для шестигранных фонарей. Обелиски выполнены из железобетона с художественной чугунной облицовкой. В декоре использованы позолоченные розетки — символы бога солнца Ра. Перильное ограждение — чугунные решетки художественного литья.

История моста

Египетский мост (бывш. Новый цепной: с 1828 г., Египетский цепной: 1836-1882 гг., Временный Египетский мост: 1917 г.) — мост через реку Фонтанку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Название моста происходит от его своеобразного оформления.

Египетский мост являлся одним из первых цепных транспортных мостов, построенных в 20-е годы XIX века. Автором проекта были инженеры В. фон Треттер и В.А. Христианович. Мост сооружен в 1825-1826 гг. В архитектуре моста отразился характерный для XIX века повышенный интерес к искусству Древнего Египта. Порталы, колонны, а также карниз и другие части моста были украшены орнаментами из иероглифов, а по обе стороны моста на въездах были установлены чугунные фигуры сфинксов (скульптор П.П. Соколов). Скульптуры сфинксов отлиты на заводе Берда. Они были окрашены в желтый цвет. Металлические части моста были украшены в коричневый цвет, под бронзу. Устои сложены из бутовой кладки на деревянном свайном основании, облицованы гранитом. Архитектурные детали у сфинксов и решеток были вызолочены.

Проезжая часть — деревянная, была подвешена на 3-х металлических цепях, две по краям, а одна посередине моста. Тротуары устроены на консолях за пределами крайних цепей, а цепи едва касались середины настила. Египетский цепной мост прослужил 79 лет, на протяжении которых производились неоднократные ремонты.

20 января 1905 года закончилось существование Египетского цепного моста — он обрушился. Остались только сфинксы. По рассказам очевидцев, в этот день по мосту в одном направлении проходил эскадрон Конногвардейского полка, а в противоположном — 11 саней с возницами. Причиной обрушения послужила чувствительность цепных мостов к динамическим нагрузкам и отсутствие в то время качественных сталей для изготовления цепей. После катастрофы временно был сооружен девятипролетный деревянный балочный мост вблизи Усачева пер. (ныне пер. Макаренко), который неоднократно ремонтировался и просуществовал до постройки нового Египетского моста.

В 1954-1955 гг. по проекту инженера Ленгипроинжпроекта В.В. Демченко и архитекторов П.А. Арешева и В.С. Васильковского был построен однопролетный металлический мост двухшарнирной рамной системы. "Ноги" рамы — железобетонные, а ригель металлическая балка переменной высоты. Устои массивные, бетонные на свайном основании, облицованы гранитом.

Проезжая часть — железобетонные плиты, уложенные по металлическому ригелю, включена в совместную работу с ригелем. Устои и "ноги" рамы облицованы гранитом.

На въездах на мост установлены гранитные обелиски с фонарями. Перильное ограждение — чугунные решетки художественного литья.

В 1979 г. было установлено железобетонное парапетное ограждение проезжей части, в 1988 г. оно заменено на гранитное.

В 2002-2004 гг. произведена реставрация 4-х фонарей.

В 2006 г. произведено покрытие золотой краской элементов декора фасада, реставрация трех сфинксов.

Дополнительная информация

Интересно, что, когда в 1825 году на заводе Берда отливали фигуры сфинксов, были также изготовлены две пробные копии. В начале XX века их приобрел купец Галактионов, занимавшийся торговлей металлом, и установил у своего дома. В 1960-х годах по инициативе П.П. Степнова, главного инженера «Ленмосттреста» (ныне СПб ГБУ «Мостотрест»), сфинксов отреставрировали и в 1971 году установили на лестничном спуске набережной Малой Невки у Каменноостровского моста.

Египетские мотивы в архитектуре Петербурга не редкость. Так, на верхушке Александрийского столпа, фасаде Казанского собора и Финской церкви можно увидеть изображение пирамиды. Такой же символ — глаз в центре пирамиды — вы встретите внутри Исаакиевского собора над православной иконой. Массивные скульптуры сфинксов наряду со львами, держащими в пастях цепи, охраняют вход в усадьбу графа Кушелева-Безбородко и царственно взирают на прохожих со своего постамента на набережной Малой Невки. Венчает эту вереницу Египетский мост, торжественное открытие которого состоялось 6 сентября 1826 года.

Орнамент из иероглифов

Европейское увлечение восточной тематикой в искусстве и архитектуре началось в начале XIX века, после похода Наполеона в Египет. Петербург не остался сторонним наблюдателем этих веяний и также перенял прекрасные египетские традиции.

Египетский мост сооружался в рекордные сроки — в 1825 и 1826 годах по проекту инженеров Вильгельма фон Треттера и Василия Христиановича, которые ранее построили цепной Пантелеймоновский мост, соединяющий Летний сад и Безымянный остров через Фонтанку.

Длина пролёта нового моста составила 55 метров, а ширина - 11,7 метров. Для сооружения были построены выступающие в реку устои, облицованные гранитом. Порталы, колонны, а также карниз моста украсили изображениями египетских иероглифов. Такие же знаки продублировали на ажурной решётке сооружения. У въездов на мост поставили чугунные изваяния сфинксов с фонарями над головой, отлитые по моделям скульптора Павла Соколова, создавшего грифонов на Банковском мосту и бронзовое изваяние «Молочница с разбитым кувшином» в Екатерининском парке, воспетую Пушкиным в стихотворении «Царскосельская статуя».

Египетский мост сооружался в рекордные сроки — в 1825 и 1826 годах по проекту инженеров Вильгельма фон Треттера и Василия Христиановича. Фото: Commons.wikimedia.org / Heidas

Металлические конструкции и скульптуры для моста отлили на заводе Карла Берда, являвшегося одним из самых лучших литейно-механических предприятий Петербурга. К слову, имя Берда, которое сейчас знакомо далеко не каждому коренному петербуржцу, в своё время являлось символом предприимчивости и успеха. Так на вопрос «как ваши дела» петербуржцы лукаво отвечали: «как у Берда, только труба пониже да дым пожиже». Такая с виду абсурдная шутка основывалась на фактах из блестящей карьеры этого инженера, долгое время бывшего хозяином парового сообщения по Неве и её рукавам, а также между Петербургом и Кронштадтом.

Сфинкс с лицом императрицы

В кругах историков бытует мнение, что лицо сфинкса - это лик Елизаветы Алексеевны. Фото: www.russianlook.com

Сфинксы, которые стали охранять въезд на мост, в противовес египетским имеют женское лицо, что более характерно для изваяний периода Древней Греции. В кругах историков, изучающих архитектуру Петербурга и наследие скульптора Соколова, бытует мнение, что лицо сфинкса - это лик Елизаветы Алексеевны, урождённой Луизы-Марии-Августы, принцессы Баденской и супруги императора Александра Первого. Ей посвящал стихи Пушкин, она была дружна с историком Карамзиным, и вполне может быть, что именно она стала музой Бетховена, для которой он написал «К Элизе». Столь яркие знакомства и красочные мазки в биографии можно объяснить только одним: императрица была сказочно красива и заслуживала того, чтобы о ней слагали стихи и в её честь творили гении.

По греческой же мифологии сфинкс с женским ликом является одним из самых жутких и загадочных демонов. Ведь именно это существо преграждало в Фивах путь одинокому путешественнику и задавало ему загадку: «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время?». Того, кто отвечал неправильно, сфинкс либо душил, либо съедал. А ответ был: человек.

Обрушение моста в 1905 году

Неизвестно, задавали ли петербургские сфинксы такой вопрос горожанам, но трагические события не обошли стороной Египетский мост. В 1905 году он рухнул под тяжестью проезжавшего по нему эскадрона Конно-егерского полка.

Инцидент обошелся без человеческих жертв, но молниеносно вызвал ряд предположений относительно истинных причин обрушения. Одна из них — это гипотеза, будто мост рухнул из-за того, что полк, шедший по нему, шагал слишком ритмично, и колебания от топота копыт вызвали в конструкции моста резонанс. Предположение нашло отражение в школьных учебниках по физике, а в среде военных повлекло за собой возникновение новой команды «Идти не в ногу!», отдаваемой группе солдат, готовящейся к переходу через мост. Данная теория, хоть и породив собой эти два явления, не была верифицирована физическими расчётами, и даже нашла опровержение в лице очевидцев. Те утверждали, что лошади не могли скакать «копыто в копыто», так как даже самые выдрессированные из этих умных непарнокопытных не умеют шагать по-солдатски — «в ногу». Также свидетели происшествия просили обратить внимание на то, что навстречу эскадрону двигалось одиннадцать саней, и мост просто-напросто не выдержал такого груза.

Существует гипотеза, будто мост рухнул из-за того, что полк, шедший по нему, вышагивал слишком ритмично, и колебания, создаваемые топотом копыт, вызвали в конструкции моста резонанс. Фото: Commons.wikimedia.org / Карл Карлович Булла

Впрочем, в построении гипотез не обошлось и без мистики. Так, в народе появился слух, что в одном из домов, смотрящих окнами на мост, живёт женщина по имени Мария. Будто бы в молодости её то ли обманул, то ли скомпрометировал лихой офицер, и она, вспомнив личную трагедию, воскликнула в сердцах, посмотрев в окно: «Что б вам, военным, провалиться!». И военные действительно провалились, упав на лед Фонтанки.

Новая жизнь Египетского моста

Народная мудрость гласит: «Нет ничего более постоянного, чем временное». На месте рухнувшего моста инженеры так и не смогли соорудить каменное сооружение, а ограничились временным деревянным мостиком, который заменили только... спустя десятилетие после Великой Отечественной войны - в 1955 году по проекту инженера Владимира Демченко и архитекторов Владимира Васильковского и Петра Арешева.

Конечно, вопрос о строительстве постоянного моста возникал не раз. Но серьёзно к нему подошли только в 1913 году, когда комиссия во главе с Леонтием Бенуа, Михаилом Боткиным и Иваном Кетовым, рассмотрела проекты моста, представленные Академии художеств петербургскими архитекторами. В результате обсуждения был одобрен проект Мариана Лялевича. Что это был за проект, и какую художественную ценность он имел бы для города, нам так и не удалось узнать, так как Первая мировая, революции и Гражданская война не дали ему стать реализованным.

На месте рухнувшего моста инженеры так и не смогли соорудить каменное сооружение, а ограничились временным деревянным мостиком. Фото: Commons.wikimedia.org

Сооружение 1955 года не имело такого архитектурного размаха, как его предшественник: мост остался без украшений в виде иероглифов и орнаментов. Однако египетские мотивы нашли своё отражение на узоре ограды в виде цветков лотоса, в стойках моста, украшенных лавровыми венками, в ограждениях, дополненных изящными розетками и консолями, и, конечно же, в фигурах сфинксов, которые по-прежнему стоят на въезде.

Последнее обновление в облике моста было сделано в 2004 году, когда сфинксов убрали с постаментов на реставрацию. В ходе работ под толстым слоем краски, которая покрывала головы сфинксов, обнаружили позолоту, которая была полностью восстановлена. После реставрации сфинксов вернули на их историческое место, где они стоят по сей день, смотря на Петербург то ли глазами Елизаветы Алексеевны, то ли суровым взором бдительных стражей, стерегущих мост...

В ходе работ под толстым слоем краски, которая покрывала головы сфинксов, обнаружили позолоту, которая была полностью восстановлена. Фото: www.russianlook.com

Сфинкс на Египетском мосту в Санкт-Петербурге | Фото: sfilm.org

В Санкт-Петербурге немало мест имеют мистическую историю существования. Египетский мост с момента его появления был окружен легендами и слухами. Их новый всплеск произошел в 1905 г., после неожиданного обрушения моста. Причины катастрофы были настолько загадочными, что порождали десятки версий - от рациональных до совсем невероятных и мистических, как, например, предупреждение сфинксов.


Египетский мост в Санкт-Петербурге | Фото: oldsp.ru

Все мосты Петербурга уникальны, но у Египетского - особенная история. Мост назывался цепным, так как висел на тройных нитях металлических цепей. Он был сооружен в 1825-1826 гг. инженерами В. фон Троттером и В. Христиановичем. Мост украшали фигуры четырех сфинксов и орнамент из иероглифов, из-за чего возникло название Египетский.


Катастрофа на Египетском мосту, 1905 | Фото: rufact.org

20 января 1905 г., когда по Египетскому мосту проходил кавалерийский эскадрон, пролеты неожиданно рухнули на лед Фонтанки. Вечерние газеты писали: «Сегодня в 12 ½ час. дня при следовании лейб-гвардии конно-гренадерского полка через Египетский Цепной мост через Фонтанку, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строю справа по три в ряд, вместе с лошадьми упали в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов… К 2 часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приемные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось».


Обрушение Египетского моста, 1905 | Фото: offbeatpiter.ru

Цепи разорвались, и весь мост оказался на дне реки. Только четыре сфинкса остались на своих местах по обе стороны моста. Тут же началось расследование причин обрушения. Первой версией была «непрочность конструкции». Однако инженеры возражали против нее, так как с момента своего создания мост ремонтировали уже несколько раз, в 1904 г. ремонтные работы проводились дважды, после чего вынесли вердикт о том, что конструкция находится в хорошем состоянии.


Катастрофа на Египетском мосту, 1905 | Фото: cvavr.ru

Следующей версией стала «раскачка моста кавалерией» - так называемый эффект резонанса, который мог возникнуть вследствие ритмичных колебаний от слаженного шага военных. Во всех учебниках обрушение Египетского моста упоминалось как пример эффекта резонанса. Якобы именно тогда и появилась команда «Идти не в ногу!», отдававшаяся любому строю перед входом на мост.


Обрушение Египетского моста, 1905 | Фото: oldsp.ru

Однако очевидцы катастрофы единогласно утверждали, что солдаты шли не в ногу, некоторые ехали на лошадях. Навстречу ехали извозчики, по тротуару шли прохожие - слаженного хода не было, и эффект резонанса в этом случае не должен был возникнуть. После того как ученые произвели физико-математические расчеты, эта версия показалась еще более сомнительной. Современными специалистами авария объясняется недостаточной прочностью металла на холоде.


Временный мост | Фото: rufact.org

Когда с помощью научных методов объяснить обрушение моста не удалось, подключилась народная фантазия. Выдвигались версии от мистических до фантастических. Так, например, возникла легенда о том, что возле моста жила дочь почтмейстера Мария, обманутая и брошенная офицером. Однажды она увидела в окно, как мост переходит тот самый полк, в котором служил ее обидчик, и в сердцах выкрикнула: «Чтоб вам, военным, провалиться!». Однако проклятия бедной Марии народной молве показалось недостаточно. Вспомнили, что мост был облицован гранитными блоками, вынутыми из стенок рвов Михайловского замка. А тот пользовался в народе зловещей славой - говорили, что гранит на постройку брали с мест древних капищ, что вызвало гнев богов.


Египетский мост в Санкт-Петербурге | Фото: rufact.org

А многие во всем произошедшем обвиняли сфинксов. И хотя они не имели к Древнему Египту никакого отношения, им все равно в народе приписывали мистическую силу. Говорили, что они поют погребальные песни. Дело в том, что цепи, на которых держался мост, действительно издавали разные звуки. Ну а народная фантазия приписала эти песни сфинксам и наделила их пророческой силой.


Сфинкс на Египетском мосту в Санкт-Петербурге | Фото: it.tourbina.ru

В 1954-1955 гг. отстроили новый Египетский мост и отреставрировали сфинксов. В 1989 г. на одного из них налетел автомобиль и сбил его в воду. В 2004 г. прошла еще одна реставрация, головы сфинксов украсили позолотой - возможно для того, чтобы вернуть им первоначальный вид, а может, в надежде на то, что в таком виде они больше не будут исполнять «погребальных песен».



error: