Направленность личности – что это в психологии. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности Система устойчивых доминирующих мотивов личности

Маклаков А. Общая психология

Часть 4. Психические свойства личности

Краткое содержание

Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Основные формы направленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения. Понятие о мотиве. Проблема мотивации деятельности человека. Понятие о потребности. Цель деятельности. Основные характеристики мотивационной сферы человека: широта, гибкость, иерархизированность.

Психологические теории мотивации. Проблема мотивации в работах античных философов. Иррационализм. Теория автомата. Роль эволюционной теории Ч. Дарвина в развитии проблемы мотивации поведения человека. Теории инстинктов. Теория биологических потребностей человека. Поведенческая теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Классификация человеческих потребностей но А. Маслоу. Мотивационные концепции второй половины XX в. Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека А. Н. Леонтьева.

Основные закономерности развития мотивационной сферы. Механизмы развития мотивов по А. Н. Леонтьеву. Основные этапы формирования мотивационной сферы у детей. Особенности первых интересов детей. Особенности формирования мотивационной сферы в дошкольном и школьном возрасте. Роль игры в формировании мотивационной сферы.

Мотивированное поведение как характеристика личности. Мотивация достижения и избегания. Уровень притязаний и самооценка. Особенности проявления мотивов аффилиании и власти. Мотив отвержеиия. Просоциальное поведение. Агрессия и мотив агрессивности. Типы агрессивных действий по А. Бандуре. Тенденции к агрессии и тенденции к подавлению агрессии.

Понятие о направленности личности и мотивации деятельности

В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А. С. Прангишвили).

Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность - это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.


Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности в порядке их иерархии. Прежде всего, следует остановиться на влечении. Принято считать, что влечение - это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. С психологической точки зрения - это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.

Желание - это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Следующая форма направленности - стремление. Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.

Наиболее ярко характеризуют направленность личности ее интересы. Интерес - это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Косвенной характеристикой осознанности потребностей, отражающихся в интересах, является устойчивость интересов, которая выражается в длительности их сохранения и в их интенсивности. Также следует подчеркнуть, что широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности.

Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. с. интерес к определенному виду деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.

Следующая форма проявления направленности личности - это идеал. Идеал - это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человекамогут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т. е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

Убеждение - высшая форма направленности - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

Поскольку мы подошли к проблеме мотивации, следует отметить, что в поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Рассмотренные нами ранее психические процессы и состояния обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждений, обеспечивающих активизацию и направленность поведения, то они связаны с мотивами и мотивацией.

Мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.

В метрических свидетельствах пишут,

где человек родился, когда он родился,

и только не пишут, для чего он родился

М. Сафир

Важнейшее место в структуре личности занимает направленность.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - система потребностей, мотивов интересов, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций человека, придающих его жизни осмысленность и избирательность.

Направленность выступает как высший уровень личности, который в наибольшей степени социально обусловлен, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую включен человек.

ПОТРЕБНОСТЬ - испытываемая человеком нужда в чем-то, лежащем вне его, в ней проявляется связь человека с окружающим миром и его зависимость от него.

Помимо предметов, необходимых для существования, существуют те, наличие которых не является необходимым, но представляют для человека интерес. Над потребностями и интересами возвышаются идеалы.

С потребностями непосредственно связаны мотивы.

МОТИВ - побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.

Иногда мотив кратко определяют как осознанную потребность. Т.е. по мере того, как потребности осознаются и опредмечиваются, они становятся мотивами.

Направленность включает в себя два тесно связанных между собой момента:

а) предметное содержание, поскольку направленность - это всегда направленность на что-то (интересы, цели, ценности);

б) психическое напряжение, которое при этом возникает (энергия, генерируемая неудовлетворенными потребностями).

Реальное поведение редко вызывается одним только мотивом (человек ходит на работу и из-за денег, и из-за самоутверждения, и из-за того, что работа нравится, и по многим другим причинам). Такую комплексную обусловленность поведения в психологии называют полимотивированностью.

Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.

Личная направленность - создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.

Направленность на взаимные действия - имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.


Деловая направленность - отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

Установлено что лица с преобладающей направленностью на себя имеют такие черты характера:

Больше заняты собой и своими чувствами, проблемами;

Делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других людях, также ведут себя в дискуссиях;

Пытаются навязать свою волю группе, окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно.

Люди с преобладающей направленностью на взаимные действия:

Избегают прямого решения проблемы;

Уступают давлению группы;

Не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой человек хочет выразить;

Не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач.

Люди с преобладающей деловой направленностью:

Помогают отдельным членам группы выражать свои мысли;

Поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели;

Легко и доступно излагают свои мысли и соображения;

Берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи;

Не уклоняются от непосредственного решения проблемы.

Третий уровень системы составляет общая (доминирующая) направленность интересов личности. Она формируется на основе более высоких социальных потребностей

и представляет собой предрасположенность к идентификации с той или иной областью социальной деятельности. У одних людей мы обнаруживаем доминирующую направленность интересов в сферу профессиональной деятельности, у других - семьи, у третьих - досуга (хобби) и т. д.

Высший уровень диспозиционной системы образует система ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства их достижений. Она формируется на основе высших социальных потребностей личности (потребность включения в социальную среду) и в соответствии с образом жизни, в котором могут быть реализованы социальные и индивидуальные ценности личности. Именно этому уровню принадлежит решающая роль в саморегуляции поведения.

Все элементы и уровни диспозиционной системы не изолированы друг от друга. Напротив, они тесно взаимодействуют между собой, а сам механизм взаимосвязи, по мнению В. А. Ядова, следует рассматривать как «механизм мотивации, обеспечивающий целесообразное управление поведением личности, его саморегуляцию».

Важнейшая функция диспозиционной система состоит в регуляции соцально-го поведения личности. Само поведение представляет собой сложную структуру, внутри которой можно выделить несколько иерархически расположенных уровней.

Первый уровень - это поведенческие акты, реакции субъекта на актуальную предметную ситуацию. Их целесообразность детерминирована необходимостью установления адаптивных отношений между средой и индивидом.

Следующий уровень поведения - привычное действие или поступок, формирующийся из целого ряда поведенческих актов. Поступок - это элементарная социально значимая единица поведения, цель которого в установлении соответствия между социальной ситуацией и социальной потребностью.

Целенаправленная последовательность поступков образует поведение в той или иной сфере деятельности, которая представляется для человека максимально значимой. К примеру, ярко выраженное профессиональное поведение, реализующее себя в стиле профессиональной деятельности.

Наконец, целостность поведения в различных сферах жизнедеятельности человека и есть собственно проявление деятельности во всем ее объеме. Целеполагание на этом уровне представляет собой некий «жизненный план».

Завершая характеристику свой концепции личности, В. А. Ядов подчеркивает, что «диспозиционная регуляция социального поведения есть в то же время и диспо-зиционная мотивация, т. е. механизм, обеспечивающий целесообразность формирования различных состояний готовности к поведению. При этом регуляция социального поведения должна быть истолкована в контексте всей диспозиционной системы личности».

Жизненный путь личности как пространство развития личности .

Одним из главных принципов психологии традиционно выступает принцип развития, выделяющий в качестве основной характеристики личности ее изменчивость. Говорить об изменчивости личности и постоянном ее развитии становится все более актуальным в связи со все большей изменчивостью современного мира. Те технологические и социальные изменения, которые в прошлые столетия тянулись десятки лет, теперь могут произойти в считанные месяцы или даже недели. Ускорение и усложнение всех сторон жизни человека резко обостряет противоречия между личностью и условиями ее существования. В ситуации, когда во всем мире утрачиваются традиционные ориентиры личностного развития и нормы морали, в ситуации размытых социальных приоритетов человек сам должен решить, к чему стремиться, что считать важным в своей жизни, а что второстепенным. Эти решения часто обусловлены не столько общими характеристиками возраста, сколько опытом переживания событийных, узловых моментов индивидуальной истории человека. Именно поэтому следует выявить свойства жизненного пути в связи с проблемой личности и ее развития .

Жизненный путь личности

Изучать развитие личности в контексте индивидуальной истории человека, или жизненного пути, в советской психологии одним из первых предложил С.Л. Рубинштейн .

Это он впервые заговорил о человеке как о субъекте жизненного пути - человеке, способном сознательно, активно и самостоятельно определять свою судьбу. При этом развитие сознания, по Рубинштейну, опосредовано практической реальностью. Он пишет, что "посредством соответствующей организации индивидуальной практики общество формирует как содержание, так и форму индивидуального сознания человека". Но существует и обратная зависимость деятельности от свойств субъекта, например, от наследственных предпосылок и, конечно же, от сложившихся в истории личности потребностей, способностей и свойств характера.

Эта позиция и привела Рубинштейна к его знаменитой формуле: "внешнее через внутреннее". Тогда, чтобы понять каких именно характеристик деятельности можно ожидать от конкретного субъекта в конкретной ситуации, важно изучить ту сугубо индивидуальную историю жизни, которую имеет этот субъект. Таким образом мы не только изучим характеристики деятельности индивида, но и поймем его сущностные личностные характеристики . Ученый подчеркивает, что человеческая личность "находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю".

В докладе на Всесоюзной конференции по педагогическим наукам (апрель, 1941) С.Л. Рубинштейн развивает идею о том, что "эффект, который наблюдает педагог вслед за каким-либо педагогическим мероприятием,.. никогда не является результатом изолированно взятого педагогического воздействия; он всегда продукт всего развития ребенка, обусловленный в какой-то мере всем его жизненным путем". Вот таким примером Рубинштейн показывает, как принцип "внешнее через внутреннее" воплощается в педагогической практике. В этом смысле события ("случайные" или кем-то запланированные) становятся значимыми именно в зависимости от "внутренних" условий личности, в том числе истории всего личностного развития, от того значения, которое данное событие имеет лично для конкретного человека.

По мнению Рубинштейна, "в силу того, что внешние причины действуют лишь через внутренние условия, внешняя обусловленность развития личности закономерно сочетается с его "спонтанейностью". Все в психологии формирующейся личности так или иначе внешне обусловлено, но ничто в ее развитии не выводимо непосредственно из внешних воздействий". Именно в этой связи Рубинштейн не соглашается и с теорией интериоризации Л. С. Выготского, возражая против "превращения человека в креатуру педагога". Однако данная критика нам представляется не вполне уместной, поскольку с идеей интериоризации в теории Выготского тесно связаны другие две: о социальной ситуации развития и о зонах актуального и ближайшего развития. Ведь именно этими теоретическими положениями Л.С. Выготский подчеркивает, что воздействие на человека внешних условий всегда опосредовано его внутренним к ним отношением.

Таким образом, теоретические позиции С.Л. Рубинштейна обнаруживают свою огромную плодотворность благодаря подчеркиванию "внутренних" факторов развития, благодаря обусловленности этих факторов индивидуальной историей, в которой бывают и свои "события" - узловые моменты жизни индивида, а также благодаря пониманию личности как субъекта своего жизненного пути.

Концепция С. Л. Рубинштейна о личности как о субъекте жизненного пути развивалась далее в советской психологии Б. Г. Ананьевым . Заслуживают, в особенности, внимания его идеи о превращении личности в субъекта своего собственного развития посредством формирования в сознании человека жизненного плана. Этот жизненный план представляет собой определенную систему личностных диспозиций, которая является логическим завершением развития личности в пубертатном / переходном возрасте, и включает в себя совокупность ценностных ориентаций, характеризующих сложную систему отношений юноши к себе, к природному и социальному миру, к своему будущему. Содержанием юношеского возраста как раз и выступает процесс формирования своего индивидуального, имеющего зачастую для юноши интимно-личностный смысл, жизненного плана.

Самостоятельность, субъектность в личностном развитии, естественно, зависит, как это ни парадоксально сформулировано, от той социальной ситуации, в которой оказывается человек. Диалектика взаимосвязи личности и среды Б.Г. Ананьевым показана через существующую связь между интериндивидуальной структурой, к которой принадлежит личность, и интроиндивидуальной структурой самой личности: "Многообразие связей личности с обществом в целом, с различными социальными группами и институциями определяет интроиндивидуальную структуру личности, организацию личностных свойств и ее внутренний мир. В свою очередь сформировавшиеся и ставшие устойчивыми образованиями комплексы личностных свойств регулируют объем и меру активности социальных контактов личности, оказывают влияние на образование собственной среды развития. Ограничение или тем более разрыв социальных связей личности нарушают нормальный ход человеческой жизни и могут быть одной из причин возникновения неврозов.". Таким образом, структура личности, по Ананьеву, является результатом социального развития, "эффектом всего жизненного пути человека".

Последователями идей о важности изучения жизненного пути личности для более полного и адекватного понимания логики ее развития, являются также Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская, Н.А. Логинова и др.

Так, Л.И. Анцыферова , обсуждая методологические проблемы психологии развития, указывает на то, что развитие личности является основным способом ее бытия, что, следовательно, личность "постоянно экстраполирует себя в свое будущее, а свое отдаленное будущее проецирует на свое настоящее". Также ею отмечается, что процесс развития личности сопровождается (в ряду других изменений) и расширением "ценностно-смысловых отношений человека к миру, реализующихся в его созидательной деятельности, общении, эстетическом переживании...".

Эти ценностно-смысловые отношения динамичны по своему характеру. И даже находясь в латентном виде, когда в течение достаточно длительного промежутка времени они не подвергаются воздействию изменившихся обстоятельств жизни, они "функционируют, если так можно выразиться, на субдоминантном уровне. Им свойственно функциональное развитие со своими микрофазами и микростадиями, переходящие на определенном этапе в развитие структурное". Заметим, что данное описание отчасти раскрывает механизм персоногенной ситуации развития. Ведь до возникновения персоногенного события многие личностные образования функционируют и созревают на «субдоминантном» уровне, то есть в скрытой форме. Изменившаяся ситуация резко изменяет «расклад личностных сил» и на авансцену выходят ранее не востребованные, находившиеся, так сказать, в тени свойства личности.

В работах К. А. Абульхановой-Славской отмечается, что интегральные структуры личности (характер, талант, направленность, жизненный опыт) формируются и проявляются в жизнедеятельности человека. Необходимость введения понятия "жизнедеятельность" обосновывается в связи с тем, что "для раскрытия специфики развития личности в отличие от простого изменения требуется анализ ее "движения" в жизнедеятельности. Последняя есть то "пространство" и тот масштаб анализа личности, в котором собственно улавливается ее развитие; жизнедеятельность есть также и то "время", в котором осуществляются изменения личности, происходит деление на "настоящее", "прошлое" и "будущее". Эта временная линия осуществления жизнедеятельности характеризуется непрерывным обратным влиянием результатов предшествующего этапа на последующий. И такие обратные воздействия достижений жизни на личность, как формулирует К.А. Абульханова-Славская, "умножение достижений жизни на ее собственные возрастающие возможности" являются уже вторичными условиями ее развития. (Шутка психологов: важно не только то, что находится в голове, но и то, в чем находится голова).

Своеобразной квинтэссенцией «советских» теорий развития личности в контексте жизненного пути является работа Н.А. Логиновой "Развитие личности и ее жизненный путь". И в качестве итога обсуждения данной группы теорий предлагаем логику развития личности, которую автор представила в вышеуказанной статье.

Тезисно это выглядит следующим образом:

Жизненный путь - история индивидуального развития; это развитие возможно только в обществе;

Общество определяет существенные моменты жизненного пути и является макросредой развития человека;

Характеристикой общества является образ жизни; через образ жизни осуществляются прямые связи личности с макросредой;

Образ жизни складывается в результате поступков индивида; его индивидуализация идет наряду с созданием личностью собственной среды развития;

Развитие личности определяется образом жизни не непосредственно, а опосредованно - через психологический стиль жизнедеятельности индивида;

Субъективная сторона изменений в среде, то есть изменений в их значении для развития личности, фиксируется в понятии «социальная ситуация развития» (по Л.С. Выготскому);

Индивидуальный образ жизни устойчив, однако в биографии человека есть такие поворотные моменты, которые вызывают значительные изменения в образе жизни; эти моменты - биографические события;

Событие - основная единица биографии человека, событие - момент жизни, хотя может иметь подготовительную фазу и длительные последствия; событие отличается дискретностью, ограниченностью во времени по сравнению с эволюционирующими обстоятельствами жизни;

Ближайшие психологические последствия событий возникают в виде психических состояний, которые отражают субъективное содержание событий и соответствуют характеру человека;

Существует тесная связь между состояниями и характером: психические состояния кумулируются, становятся характерными; в этом - отдаленный эффект события жизни;

Человек развивается в направлении повышения субъектности жизни; он является продуктом биографии, потому что биографические события имеют объективные последствия и могут по своему происхождению не зависеть от человека, но одновременно по мере становления личности ее роль в собственной судьбе возрастает; доказано, что в процессе жизненного пути растет "удельный вес" биографических событий, связанных с собственной активностью индивида.

Данная последовательность рассуждений, признавая динамичный характер жизненного пути, игнорирует, тем не менее, такие же динамичные, часто мгновенные, изменения самой личности. По нашему мнению, это происходит неслучайно: дело в том, что отсутствие понятия, адекватно отражающего определенное явление, приводит к игнорированию и самого явления. В данном случае, чтобы обозначить узел феноменов в личностном развитии, отражающих масштабность, мгновенность, уникальность, целостность и социокультурную природу изменений, обусловленных сензитивностью к ним личности и событием жизненного пути, целесообразно использовать понятие «персоногенная ситуация развития». Ведь то, что не названо, просто не существует. Перефразируя известное высказывание Л. Витгенштейна («границы моего языка определяют границы моего мира»), можно констатировать: границы психологической терминологии определяют границы психологической реальности.

Среди западных концепций прежде всего обращает на себя внимание гуманистическая психология, но в той ее части, в которой изучались проблемы развития личности в контексте ее жизненного пути.

Наиболее яркой фигурой этого направления является Шарлота Бюлер . Ее первые работы были посвящены изучению внутреннего мира личности подростков и юношей на основе их дневников. Позднее она объявила жизнь личности индивидуальной историей, динамика которой и представляет собой жизненный путь. Одним из основных произведений Ш. Бюлер является монография "Жизненный путь человека как психологическая проблема", написанная в 1933 году.

Чтобы определить основные факторы, воздействующие на развитие личности, ею был выделен ряд сторон или аспектов жизни. Первая линия - это последовательность "внешних" событий, это линия изменения объективных обстоятельств жизни человека; вторая линия описывает динамику переживаний, ценностей, изменения которых представляют собой "внутренние" события; третьей линией анализа у Бюлер выступают результаты деятельности человека, уровень объективации сознания. Изучение многочисленных биографий самых разных людей позволило Бюлер выдвинуть идею о многофазности жизненного пути человека, которых, в соответствии с ее концепцией оказалось пять. Первая фаза охватывает возраст от 16 до 20 лет и характеризуется наличием во внутреннем мире юноши планов и надежд, являющихся эскизами возможных путей в дальнейшей жизни.

Сам процесс выбора жизненных целей и путей часто, по Бюлер, сопровождается растерянностью, неуверенностью и в то же время жаждой великих дел. Во второй фазе (с 16-20 до 25-30 лет) человек пробует себя в разных видах трудовой деятельности, заводит знакомства в поисках спутника жизни. Третья фаза наступает после 30 лет, когда человек находит свое призвание или просто постоянное занятие. В четвертой фазе стареющий человек переживает трудный возраст биологического увядания, ухода с работы, сокращения будущего времени жизни. Завершается путь к самоосуществлению, перестает функционировать самоопределение. В пятой фазе (после 65-70 лет) старики живут прошлым, влачат бесцельное существование, поэтому Бюлер не причисляет последний этап жизни к собственно жизненному пути.

В литературе критикуется позиция Бюлер, определяющая четкое разделение событий на внешние и внутренние, поскольку линии внешних и внутренних событий у нее тянутся параллельно, так и не пересекаясь, и не удается обнаружить их связь. Этим объясняется необходимость и возможность более конкретных исследований, заключающихся в установлении этой связи, а именно в обусловленности перемен во внутренних инстанциях (которые выступают как "внутренние" события) "внешними" событиями (установление или разрушение дружеских отношений, смерть близкого, конфликты с родителями, с учителями, с любимыми и т.п.)

Также в рамках гуманистической психологии разрабатывал свою концепцию развития личности немецкий психолог Ханс Томэ . Данная концепция была им названа "биографически фундированной когнитивной теорией личности". Как психолог гуманистической ориентации, Х. Томэ отмечает, что своеобразие личности "может быть понято отнюдь не в рамках генетического программирования, а исходя из факта активного "диалога", взаимодействия ребенка, подростка или взрослого с окружающим его социальным миром". Томэ также обсуждает важную для психологии развития проблему постоянства и изменчивости личности и констатирует, что изменения в структуре личности в большей степени зависят "от тех факторов окружающей среды, которые являются рамками активного взаимодействия индивида с его ситуацией".

Очень плодотворной для описания способов проживания событий жизни является теория «тематического структурирования» Томэ, которая "усматривает тесную связь между доминирующими в определенной ситуации мотивами и ценностными ориентациями, с одной стороны, внутренними и внешними действиями - с другой". То есть особенности восприятия реальных ситуаций в сильной степени обусловлены доминирующими "темами" человека. Понятие "темы" Томэ рассматривает как синоним понятиям "ценность" и "значимость".

Следующим звеном его теории является идея о "техниках" бытия. Еще Теофраст в своих «Характерах», на которого ссылается Томэ, впервые выделил разные типы людей по критерию доминирующих у них технологий существования. Кстати, этот же способ анализа людей продолжили в своих работах и Шопенгауэр, и Ницше. Техники "бытия" - это формы реакций человека на жизненные обстоятельства, его действия, которые способны изменить и жизненную ситуацию, и его самого, и даже направление собственных мыслей. При этом Томэ подчеркивал, что смысл каждой техники заключается в той теме, которой она служит. Специфическое сочетание "техник" и "тем" образуют определенные стили развития.

Так, на основании лонгитюдных исследований Томэ выявил для периода юности (14-18 лет) следующие стили развития :

а) возрастающая проблематизация, то есть постоянные поиски и вопросы о смысле традиций и так далее;

б) возрастающее приспособление к нормам, существующим в обществе;

в) чередование высокой проблематизации и хорошего приспособления в различные периоды развития;

г) возрастающая зависимость от искусственной стимуляции (например, наркомания, алкоголизм).

Таким образом, исследования Х. Томэ постулируют основные параметры развития личности, которые имеют социально-историческую обусловленность. Наиболее существенными являются такие параметры развития как "темы" ("значимости", ценностные ориентации) и "техники" существования (способы реагирования в ответ на изменение обстоятельств жизни). Здесь выступает вполне очевидной связь между событиями жизненного пути людей и актуальной системой их личностных диспозиций.

Среди зарубежных теорий, констатирующих важность влияния прошлых событий жизни человека на его актуальную психическую жизнь, пожалуй, наиболее знаменитой является психоанализ. Однако, в понимании прошедших событий жизни человека как единственных факторов его развития состоит сведение на нет активности самой личности. Однако это не помешало некоторым ученым, работавшим в русле психоанализа, сформулировать ценные для психологии жизненного пути положения. К таким ученым прежде всего относится Эрик Эриксон . Его теория описывает развитие личности и периодизацию жизни от рождения до старости (см. подробнее об этом в п. 2.2). Центральной темой в данной теории развития личности является исследование идентичности, которую Эриксон рассматривал как психологическую задачу каждого возраста. Например, перед юношей, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. (Вспомните идею о полиролевой структуре личности, изложенную в п. 4.1.)

Также согласно взглядам Эриксона, личностное развитие - это постоянное преодоление кризиса, который специфичен для данного возраста. При этом кризис - не катастрофа, а критическая точка повышенной ранимости и одновременно расширяющихся возможностей. Чем больше на жизненном пути кризисов будет успешно преодолено, тем успешнее будет развитие индивидуума.

Таким образом, можно заключить, что процесс развития личности в аспекте жизненного пути может быть исследован с разных теоретических позиций. Следует отметить, что большое значение для понимания развития личности в событиях ее жизни и в образующихся персоногенных ситуациях, имеет концепции жизненного пути С.Л. Рубинштейна и других ученых, которые ее развивали (Б.Г. Ананьев, Н.А. Логинова и др.). Очень ценными выступают взгляды Ш. Бюлер, отмечавшей, что единицей жизненного пути человека выступает событие, Х. Томэ, развивавшего идеи о "темах" существования и "техниках" реагирования в ответ на кризисные события. Проблемы самоопределения, личностной идентичности, обсуждаемые в трудах Э. Эриксона, позволяют вскрыть природу многих личностных диспозиций человека. Более полное понимание развития личности на протяжении жизненного пути может дать изучение его значимых событий.

Понятие «жизненный путь» является ключевым для психологии личности, если мы понимаем личность в качестве исторической сущности. «С помощью данного понятия мы можем понять природу переживания тех событий, которые стали определяющими в его биографии», - пишет Л. А. Пергаменщик.

События жизненного пути

Понятие "событие" в психологию было перенесено из обыденной жизни и, поскольку не было подвергнуто строгому анализу, до сих пор сохраняет в себе элемент житейского понятия.

Этот термин наиболее часто используется в рамках событийно-биографического подхода , а также ситуационного подхода .

Особенностью первого теоретического направления является признание уникальности жизненного пути каждого человека. Эта уникальность определяется способами переживания событий. Событийно-биографическая концепция подчеркивает разнонаправленность и прерывность жизненного пути.

Особенность ситуационного подхода заключается в изучении ситуационных детерминант (факторов) поведения. Это направление разрабатывалось в рамках интеракционистской психологии, которая основными своими функциями объявила описание, классификацию и анализ стимулов и ситуаций, а также исследование взаимодействия личности и ситуации в поведении. Фактически ситуационный подход развивался в полемике с «персонологами», отстаивающими первостепенность качеств личности в прогнозировании поведения. В последнее время в развитии ситуационного подхода, как отмечает Дж. Форгас, наметились две тенденции: во-первых, акцент, который ранее делался на физическом или экологическом окружении, теперь заметно смещается на социальное или культурное окружение; во-вторых, если раньше в большинстве теорий ситуации рассматривались как объективные, измеряемые сущности, то теперь теории стали более когнитивно и феноменологически ориентированы, одним из основных моментов в них стало появление ситуации как воспринимаемого феномена.

Тем не менее, существенным недостатком ситуационного подхода продолжает оставаться лабораторный характер проводимых исследований, с чем связана проблематичность сопоставления событий реальной жизни человека и ситуаций, отобранных для исследовательских целей.

Ситуационный подход изучает ситуацию (событие) в форме как простейшего (стимульного) фактора, так и все более усложняющегося (ситуация, окружение) феномена. "В качестве наиболее сложного и интересного на этом континууме появляется понятие "жизненная ситуация". При его введении происходит смыкание предмета исследования ситуационного подхода с предметом психологии жизненного пути человека". И уже с позиции такого подхода ведется активная исследовательская работа как в отечественной, так и в зарубежной психологии.

В советской и пост-советской психологии данные вопросы исследуются в рамках направления, известного как "жизненный путь личности" (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев). Для изучения жизненного пути применяется биографический метод (Б.Г. Ананьев). В рамках данного метода разработаны методики "Психологическая автобиография", каузометрия и др. Основной единицей анализа служит событие, так как оно рассматривается как простейший элемент жизненного пути.

Количество причинно-целевых связей, в которые включены жизненные события, определяют значимость события. Но последний факт небесспорен, поскольку между событиями существуют другие виды связей (а не только причинно-целевые), как существует значимое событие, мало связанное с другими.

В источниках по психиатрии также можно встретить описание результатов, полученных с помощью биографического метода, так как клинический анамнез является наиболее распространенной формой автобиографии. Но здесь акцент ставится на роли различных событий жизненного пути в возникновении и течении болезни.

Значительное количество работ, существующих по проблемам воздействия событий на личностное развитие, характеризуется специфичностью. Так, при исследовании жизненных ситуаций наибольшее внимание уделяется стрессовым жизненным событиям и способам совладания с ними. Понятие "стратегия преодоления трудностей " (coping) понимается как процесс конструктивного приспособления, "в результате которого данное лицо оказывается в состоянии справиться с предъявленными требованиями таким образом, что трудности преодолеваются и возникает чувство роста собственных возможностей.". Концепция совладания особенно востребована в последнее время - время кардинальных социокультурных преобразований. Изменение шкалы ценностей, быстрый слом стереотипов, кризис самосознания укладываются в чрезвычайно значимую для построения образа мира характеристику - нестабильность социальной ситуации . Новые реалии требуют не просто адаптации к ней, но совладания с нею, то есть создания соответствующих образцов поведения.

Процесс преодоления трудностей протекает следующим образом: а) происходит "первичная оценка" ситуации - когнитивный процесс с эмоциональными компонентами; б) оцениваются собственные возможности, включая возможную поддержку со стороны окружающих; в) на основе неудач или новой информации можно прийти к третичной оценке проблемы, включающей новую постановку задачи и новые альтернативы поведения.

Мы же здесь отметим, что совладание с трудным событием может потребовать и перестройки личностной системы или некоторых ее уровней. Ригидность данной структуры не может привести к эффективной адаптации. Поэтому в исследованиях, посвященных изучению конструктивных стратегий преодоления, можно было бы сделать акцент на взаимосвязи преодоления и развития.

И уже опираясь на такой подход, мы можем выделить три варианта последствий столкновения личности с трудным событием жизни:

Закрепление оправдавших себя установок, убеждений и ценностных ориентаций, которые перед лицом новых требований стабилизируются (во внутреннем диалоге это может быть представлено так: «Я был прав» );

Дальнейшее развитие имеющихся диспозиций, черт личности, вызванное недостаточностью наличного уровня личностной структуры («Оказывается, жизнь богаче, чем я о ней думал!»);

Разрушение программ поведения, особенно в случае совершенно непривычных, совершенно новых или очень тяжелых требований, что может ощущаться как "потеря себя", "потеря смысла жизни" («Я ни на что не годен») , когда обесцениваются результаты предшествующих стадий личностного развития («Когда я выяснил, чего я действительно могу достичь в этой жизни, я понял, какими мелочами все это время занимался»).

Деструктивное воздействие может оказаться столь велико, что процесс разрушения станет необратимым, ведущим к патологии, к акцентуации. К. Леонгард, а затем и А.Е. Личко в своих исследованиях показали, что акцентуации личности могут развиваться под воздействием особого рода психических травм или трудных ситуаций в жизни, которые предъявляют повышенные требования к наиболее уязвимому месту в характере.

Это, однако, крайний вариант. Как правило, почувствовав начало этого процесса, личность совершает напряженную работу, которую можно было бы назвать процессом "обретения себя". Такое отношение к жизненным испытанием зафиксировал Ф. Ницше: «То, что меня не убьет, сделает меня сильнее».

Основное противоречие, с которым сталкивается личность, это противоречие между мотивационной сферой и изменившимися "внешними" факторами, которое при наличной регулятивной системе (имеющемся личностном потенциале) она разрешить не может. То есть, прежде всего, ставятся под удар установки, ценностные ориентации, вся диспозиционная система, "обслуживавшая" регулятивный механизм жизнедеятельности личности. В результате разрешения этого противоречия личность может перейти на качественно новый способ жизнедеятельности: то, что служило поводом и причиной для переживания, перевоплощается в результате реакции преодоления во внутренний опыт, осознание которого будет регулировать дальнейшие принципы, создавать новые ценности и программу жизнедеятельности.

Очевидно, в этом смысле М.К. Мамардашвили писал о человеке, что это "единственное существо в мире, которое. находится в состоянии постоянного зановорождения...", а М.М. Бахтин формулирует идею незавершенности, незавершимости человека, его несовпадения с самим собой. Называя человека «бесконечной функцией», автор подчеркивает постоянное движение, в котором находится человек, «текучесть» феноменов его внутреннего мира.

К группе теорий преодоления (совладания) примыкают многочисленные исследования психологического стресса. От физиологического понимания стресса как неспецифической (то есть одной и той же, вне зависимости от стимула) реакции организма на любое воздействие извне переходят сейчас к признанию специфичности реакции в том смысле, что она осуществляется на значимый раздражитель. Именно с помощью понятия "значимость" можно объяснить различия в воздействиях на разных людей схожих событий. То есть человек вовлечен в переживание события через его означивание.

В теориях стресса оценивается взаимосвязь между основными жизненными изменениями и степенью их влияния на организм. Т. Холмс и Р. Рахэ сотавили шкалу-опросник недавнего опыта, который широко используется в настоящее время. Данная шкала содержит перечень из 38 жизненных изменений (событий) в здоровье, работе, семье, личной жизни, финансовой сфере (см. табл. 5.1). События здесь могут быть как с акцентом на объективных обстоятельствах (смена места учебы, места жительства), так и на субъективных (изменение личных привычек, принятие важных решений, связанных с будущим). Испытуемые оценивали события в баллах, соответствующих выраженности стрессогенности событий, используя при этом за образец событие "вступление в брак", которое имело заранее оценку в 500 баллов. После этого полученные для каждого события баллы разделили на 10 и назвали их "единицами жизненных перемен" (life change units (LCU)). Общий итог баллов выступит показателем выраженности жизненного стресса. Подобные шкалы-“градусники” по определению уровня стресса разрабатывались и другими исследователями.

Направленность личности

20.05.2015

Снежана Иванова

Под направленностью личности в психологии обычно понимается ее ориентированность на те или иные сферы жизни.

Под направленностью личности в психологии обычно понимается ее ориентированность на те или иные сферы жизни. Все сферы, в которых человек действует, представляют для него значительную ценность. Если убрать хотя бы одну из них, личность не сможет полноценно развиваться и двигаться вперед.

Определение направленности личности подразумевает в своей основе четкое следование личности своим потребностям. Что такое направленность? Это осознанно осуществляемое движение на пути к решению определенной задачи.

Виды направленности личности

Психологи говорят о наличии нескольких направленностей , которые определяют то, как человек ведет себя в разных ситуациях. Каждый из видов затрагивает какую-то одну сферу деятельности, поэтому ее нельзя назвать хорошей или плохой.

Личная направленность

Характеризуется стремлением к собственной самореализации, воплощением в жизнь личностных целей и стремлений. Таких людей нередко называют эгоистичными, поскольку они с виду мало заботятся о других, а больше думают о себе, выстраивают в голове конструктивные планы и осмысленно двигаются к их осуществлению. , свойственные таким людям: уверенность в себе, целеустремленность, умение сосредоточиваться на важной проблеме, ответственность за выполняемые действия. Люди представленной направленности никогда не станут обвинять других в собственных неудачах. Они не ждут помощи от окружающих, а предпочитают все брать в свои руки. Иногда у них вырабатывается так называемое стремление к одиночеству и возникают сложности передоверить свои дела кому бы то ни было. Такая трудность продиктована образом жизни личности, ее волевым характером (читать статью « « ). Это по своей сути невероятно сильные личности, которые способны идти вперед, опираясь лишь на собственную поддержку, рассчитывая на свои силы.

Направленность на других людей

Характеризуется повышенной потребностью в общении, одобрении со стороны других людей. Такая личность слишком сильно ориентируется на мнение окружающих, поэтому не способна выстраивать собственные планы и воплощать в жизнь индивидуальные стремления и мечты. Прежде чем предпринять какое-либо действие, человек будет мысленно или вслух согласовывать свои поступки с мнением общества. Ему страшно выйти за рамки того, что в социуме считается приемлемым или нормальным, потому собственное мнение он, чаще всего, не высказывает.

Направленность на других людей сопровождается так же большим желанием участвовать в общественной жизни, выполнять получения по просьбе родственников, друзей и коллег. Таких людей очень любят в коллективах – они безотказные, легко уживаются практически с любым человеком, готовы в нужный момент прийти на помощь. Здоровый психологический климат в коллективе и дома для них является основополагающим компонентом.

Деловая направленность

Характеризуется высокими требованиями к собственной личности, умением организовывать дела таким образом, чтобы в выигрышном положении оказывался как сам индивид, так и социум, в котором он живет. Такого человека отличает деловой подход ко всему, что его окружает. Он не обязательно стремится заниматься бизнесом или развивать собственное дело. Умение находить выгоду в разных ситуациях (причем, не только для себя, но и для людей) ставит личность в выгодное положение перед коллегами и друзьями. Как правило, это компанейский человек, который очень любит общество других людей, однако, в то же время, достаточно свободолюбивый и всегда играет по своим правилам.

Эмоциональная направленность личности

Характеризуется склонностью переживать по всякому поводу. Такой человек, чаще всего, отзывчив и неравнодушен к печалям других людей. Способность к сопереживанию у него развита в достаточно большой степени, поэтому к нему часто обращаются за советом те, кто в данный момент в этом сильно нуждается. Люди данного типа отличаются повышенной впечатлительностью, эмоциональной неустойчивостью, у них часто меняется настроение. Любой незначительный случай может вывести их из состояния душевного равновесия и породить массу тревожных переживаний.

Кроме сказанного, они прекрасно разбираются в искусстве, в частности в музыке и литературе, так как обладают яркой, уникальной способностью чувствовать переживания и настроения вымышленных персонажей.

Социальная направленность личности

Характеризуется повышенной внимательностью к внешнему миру, людям. Такие личности всегда замечают, что происходит вокруг них, вникают в суть социальных и политических изменений. Как правило, люди этого типа не могут жить вне общества. Они могут быть как руководителями, так и подчиненными, главное, что их деятельность развивается внутри социума.

Структура направленности личности

К чему бы ни стремился человек, он, так или иначе, проходит несколько ступеней для осуществления желаемого. Любая деятельность происходит вследствие сильной мотивации, а она, в свою очередь, формируется благодаря следующим структурным компонентам, которые и определяют направленность личности.

  • Влечение помогает «нащупать» начальный момент выстраивания деятельности, определить мотивы и предпочтения личности. На данном этапе нет движения к цели, поскольку сама потребность еще так явно не осознается.
  • Желание – это осознанная потребность. Она возникает, когда индивид уже четко себе представляет, что он хочет сделать, какой цели достичь. Еще не выстроены пути достижения желаемого, но саму потребность можно назвать зрелой.
  • Стремление формируется посредством активизации волевого элемента. На данном этапе личность не просто осознает свою потребность, но начинает прикладывать первые усилия для того, чтобы желание могло исполниться.
  • Интересы определяют потребности человека, помогают ему выстроить направленность таким образом, чтобы она приносила ожидаемые плоды. Интересы помогают определиться и понять, чего же на самом деле желает человек, скорректировать его деятельность (читать про ).
  • Склонности характеризуют направленность личности на то или иное занятие.
  • Идеалы являются значимой характеристикой мировоззрения человека. На самом деле именно идеалы способны вести вперед, на их ценности мы ориентируемся, когда принимаем важные решения (читать про ).
  • Мировоззрение помогает личности выстроить систему взглядов на самого себя, общество и мир вокруг (читать про ).
  • Убеждения представляют собой систему мотивов, которые руководят любыми действиями индивида. Они призваны помогать человеку в различных ситуациях поступать определенным образом (читать про ).

Все формы направленности личности теснейшим образом связаны между собой. Не пройдя одну ступень, было бы невозможно выйти на следующую. Восприятие и направленность личности зависят от индивидуальных усилий человека и особенностей его психического состояния. От того, насколько сильно человек мотивирован, зависит его работоспособность и вера в собственные возможности.

Направленность и мотивы деятельности личности

Степень успешности решения поставленных задач во многом зависит от того, насколько сама личность хорошо мотивирована в получении благоприятного результата. Существует несколько факторов, которые оказывают огромное влияние на любую деятельность, осуществляемую человеком.

Внутренняя и внешняя мотивация

Внешней называется мотивация, направленная на внешние события и окружающих людей. Скажем, если требуется немедленно подготовить доклад по истории только потому, чтобы получить одобрение руководителя и закрыть сессию, то налицо внешняя мотивация. В том случае, когда необходимо выполнить исследовательскую работу потому, что она представляет научный или творческий интерес самого исследователя, то говорят о внутренней мотивации.

Надо сказать, что внутренняя мотивация гораздо сильнее внешней, ведь она побуждает личность к саморазвитию, каким – то новым свершениям, открытиям.

Осознанность – неосознанность мотивов

Когда есть четкое понимание того, зачем выполняется та или иная деятельность, эффективность от ее выполнения возрастает в несколько раз. Монотонный труд, лишенный особого смысла и значения, только навевает тоску и уныние. Бывает, что личность долгое время не может осознать истинные мотивы своих поступков и это приводит ее к заблуждению.

Интересы и значимые потребности

Действуя из собственных интересов, личность всегда повышает свою эффективность труда. Иными словами, когда то, чем мы занимаемся, будоражит воображение, вызывает приятные чувства, и работается гораздо лучше. Удовлетворяя потребности в признании, одобрении со стороны коллектива, самореализации личность возрастает, учится и расширяет собственные возможности. Появляются новые перспективы для дальнейшего продвижения и развития. Когда выполняемая деятельность никак не связана с ведущими потребностями, не удовлетворены личная и духовная составляющие, человек постепенно начинает сомневаться в себе, его силы со временем уменьшаются.

Умение ставить цель

К чему бы мы ни стремились, крайне важно с самого начала правильно определить направленность, конечную цель, понять, чего хотим достичь в результате. Необходимо также задать соответствующий ритм движению и поддерживать его на протяжении всего периода – тогда любая работа будет эффективной. Умение видеть конечный результат деятельности поможет заранее спрогнозировать возможные трудности для того, чтобы вовремя с ними справиться. Неплохо было бы держать в голове так называемый идеал достижения, то есть отслеживать, насколько текущая реальность соответствует заданному образцу.

Уверенность в себе

Никакое дело не может совершаться, если личность не уверена в собственных силах. Даже если человек обладает редкими и исключительными талантами, он не сможет достичь успеха, пока будет заниматься самобичеванием, сомневаться в том, что у него все получится. Уверенность в себе является необходимым инструментом для выстраивания крепких и доверительных отношений с окружающим миром. Воспитать в себе уверенность можно, но только тогда, когда человек готов посвятить время работе с чувствами, проработке вопросов образования, получать новые знания – этого нельзя избежать.

Профессиональная направленность личности

Каждая из профессий, известных людям, предполагает, что человек, претендующий на ту или иную должность, должен обладать соответствующими качествами характера. Ведь принимая решения, действуя на рабочем месте, от нас часто требуется высокая концентрация внимания (читать про ), большая стрессоустойчивость и т.д. Если эти качества останутся неразвитыми, личность не справится с обязанностями. Профессиональная направленность представляет собой целую систему мотивов, которые движут человеком.

Ниже приведена классификация типов личности с характеристиками, показывающими, в какой сфере она скорее добьется успеха.

  • Реалистический тип. Это люди с устойчивой нервной системой. Они стремятся во всем к максимальной точности и предпочитают работать с реальными объектами. Чаще всего, они занимаются физическим трудом. Подходящие профессии: техники, механики, строители, моряки.
  • Конвенциальный тип. К этой группе можно отнести людей, которые ориентированы на точность и аккуратность. Они замечательные исполнители, любят делать все в сроки. Часто занимаются деятельностью, требующей большой сосредоточенности и внимательности. Профессии: библиотекарь, экономист, бухгалтер, товаровед.
  • Интеллектуальный тип. Это настоящие мыслители. Люди данного типа могут подолгу сидеть на одном месте, погруженные в размышления. Они строят далеко идущие планы на будущее, тщательно планируют свою деятельность. Больше всего их привлекает исследовательская работа, позволяющая приблизиться к раскрытию истины, какого – то отдельного закона. Профессии: преподаватель, ученый, писатель.
  • Предприимчивый тип. Здесь можно встретить отличных руководителей, которые любят управлять и во всем стремятся занять лидирующую позицию. Стремление к первенству определяет их личный успех. Профессии: руководитель предприятий, бизнесмен, администратор.
  • Социальный тип. Эти люди отличаются открытым сердцем и готовностью заботиться о других. Профессиональную деятельность они строят таким образом, чтобы помочь как можно большему количеству людей. У них сильно развито чувство ответственности, гуманизм, сопереживание. Профессии: врач, ветеринар, социальный работник, педагог, воспитатель.
  • Артистический тип. Здесь находятся, пожалуй, самые непредсказуемые люди, которым трудно выдерживать в работе определенный график. В деятельности они ориентируются скорее на собственные чувства, не любят рамки, высоко ценят свободу и независимость. Профессии: актер, художник, поэт, дизайнер.

Таким образом, направленность личности целиком и полностью определяет ее успешность. Диагностика направленности личности во многом зависит от того, насколько сам человек удовлетворен тем, чем он занимается.

Каждый человек имеет свои взгляды на жизнь, стремления, идеалы, интересы, желания и цели, и в психологии совокупность этого имеет название – направленность личности.

Направленность формируется в зависимости от воспитания и окружения, ведь любой человек поддается влиянию общества в какой-либо мере. Направленность личности – это важная характеристика человека, в психологии ее также заменяют термином «динамическая тенденция», которая влияет на его характер и деятельность.

Формы направленности

Основная жизненная направленность человека выражается в его целях на жизнь, приоритетах, увлечениях, мировоззрении, а также убеждениях. Рассмотрим все формы направленности:

  • Желание

Эта форма подразумевает не только желаемый объект, но также методы его заполучения. Также желания личности дают старт для формирования целей.

  • Стремление

Это желание с обдуманным выбором и планом достижения желаемого.

  • Интерес

Это направленность на познание новой информации, проявление познавательной потребности человека.

  • Склонность

Выражается в желании человека заниматься какой-либо отдельной деятельностью. В результате он совершенствует свои навыки в выбранной сфере для достижения успеха.

  • Мировоззрение

Включает в себя взгляды на жизнь, а также место человека в ней.

  • Убеждение

Форма направленности, которая побуждает личность поступать в соответствии со своими взглядами на жизнь.

  • Идеал

Идеальный для личности образ, к воплощению которого он стремится.

  • Установка

Установка бывает: позитивной, негативной, нейтральной и заключается во взглядах на жизнь и ценностях человека.

  • Позиция

Включает в себя мотивы и желания человека, которыми он руководствуется в жизни.

Результат, которого хочет добиться человек в своей деятельности.

Виды направленности

В психологии отмечают наличие нескольких видов направленности. Определить ее можно по поведению человека в различных ситуациях. Основные виды направленности:

  • ЛИЧНАЯ

Люди с данной направленностью главным в жизни считают самореализацию и всегда заняты достижением собственных целей. Нередко их называют эгоистами, ведь они не заботятся о проблемах других. Таким людям присущи такие черты характера, как целеустремленность, уверенность, ответственность, самостоятельность. Они не просят помощи у окружающих, а предпочитают справляться со всеми проблемами самостоятельно.

  • КОЛЛЕКТИВНАЯ

Заключается в направленности на общение и взаимные действия, такие люди, как правило, общительные. Для таких личностей крайне важно общение, и они делают все для поддержания хороших отношений с окружающими. Они участвуют в коллективных работах, но при этом не занимают позицию лидера и избегают ответственности. Такая личность зависит от мнения окружающих людей, делает все для получения одобрения и обычно не высказывает собственное мнение.

  • ДЕЛОВАЯ

Такие люди крайне требовательны к себе и окружающим и всегда ищут выгоду для себя и своей команды. Они предпочитают руководить, при этом всегда оказывают помощь и поддержку своим подчиненным. Такие люди любят общество, много общаются с людьми, но при этом любят свободу и всегда высказывают и доказывают свою точку зрения.

  • ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

Такие люди часто переживают, даже без повода, и неравнодушны к проблемам окружающих. У них хорошо развито чувство сострадания, поэтому они всегда могут выслушать и поддержать. К ним часто обращаются за советом, ведь такие люди располагают к себе и вызывают доверие. Также, в основном, это творческие личности, которые любят музыку, литературу и живопись. Они способны прожить жизнь героя, прочувствовав на себе все его переживания.

  • СОЦИАЛЬНАЯ

Такие личности не могут жить без общества и всегда ведут активную общественную деятельность. Они всегда вкурсе всех событий и любят общение. Люди с социальной направленностью личности могут быть как начальниками, так и подчиненными, но их работа обязательно должна быть связана с обществом.

Профессиональная направленность

Каждая профессия требует обладания конкретными чертами характера, которые необходимы для достижения успеха в данной области. В психологии определяют несколько типов личности:

  • Реалистический тип

Предпочитают физический труд и работу с реальными объектами. Больше всего им подходят такие профессии: строитель, техник, механик.

  • Конвенциальный тип

Личность обладает внимательностью, сосредоточенностью и спокойным характером. Такие люди ответственные и всегда выполняют работу вовремя. Предпочтительные профессии: библиотекарь, товаровед.

  • Интеллектуальный тип

Эти люди очень любят размышлять и узнавать новую информацию. Они любят проводить исследовательские работы. Самые подходящие профессии: учитель, писатель.

  • Предприимчивый тип

Такие личности обладают лидерскими качествами и отлично умеют руководить. Подходят такие профессии: руководитель, бизнесмен.

  • Социальный тип

Люди с хорошо развитым чувством сопереживания, которые стремятся помочь окружающим. Подходят такие профессии: врач, социальный работник.

  • Артистический тип

Такое личности не любят работать по графику и вводить себя в какие-либо рамки. Они непредсказуемые и творческие. Лучшие профессии: художник, поэт.

Направленность и мотивация

Результат деятельности личности зависит от мотивации, которая бывает внешней и внутренней. Внешняя мотивация может заключаться в получении одобрения окружающих. Внутренняя мотивация заключается в интересе самой личности выполнить конкретную задачу. Внутренняя мотивация гораздо лучшее влияние оказывает на человека, ведь он таким образом саморазвивается. Чем лучше мотивирован человек, тем больше он верит в собственные силы и тем больше у него желания работать для достижения цели.

Крайне важно, чтобы человек понимал, для чего он выполняет свою работу, только в таком случае он сделает это качественно. Если же работа не дает никаких благ и не приближает к цели, то любому человеку она быстро надоест.

Правильная постановка цели и уверенность в себе

Для того чтобы добиться успеха, человеку необходимо определиться со своими желаниями и целями. Также важно продумать план их достижения. Для повышения эффективности работы следует представлять результат своих трудов и достижение поставленной цели.

Также для того чтобы обрести успех, необходимо быть уверенным в своих силах. Только уверенный в себе человек может делать конкретные шаги к достижению цели. Уверенность к себе можно развить, ведь она необходима и для построения отношений с окружающими.

Направленность личности формируется еще с детского возраста во время обучения и воспитания. Каждая личность развивается в социуме и поддается его влиянию, при этом у некоторых позже развивается независимость от мнения окружающих. Направленность личности – это мотивы, желания и цели человека, которые влияют на его деятельность и поведение. Поэтому направленность личности определяет на сколько она будет успешна и каким образом будет добиваться своих целей.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-413375-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-413375-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Один известный человек заметил, что в метрических свидетельствах пишут, где и когда человек родился, но не пишут самого главного – для чего он родился. Направленность личности – это и есть то «самое главное», что имел в виду автор высказывания. Направленность личности в психологии является важнейшей составляющей человека.

Что такое направленность личности

– это совокупность потребностей, желаний, убеждений, интересов, человека, его идеалов и ценностных ориентаций. Всё это придаёт человеческой жизни определённый смысл.

Парадоксально, но человеческая жизнь приобретает какой-то смысл только после того, как она чем-то ограничивается. Невозможно хотеть и желать абсолютно всё, особенно если дело касается прямо противоположных вещей (нельзя желать одновременно ездить на хорошей машине и ходить пешком). «Парадокс» объясняется просто, если сравнить личность с радиоприёмником или телевизором: когда он принимает все каналы одновременно, возникает «белый шум», и только отсеяв все каналы, кроме одного, он начинает передавать конкретную информацию, которую можно увидеть и услышать. Личностная направленность при этом – явление врождённое; она, конечно, может меняться со временем, однако первоначальный толчок закладывается природой.

Побуждения, характеризующие личность, бывают доминирующими и второстепенными. Первые являются основой поведения человека, они же имеют наибольшую устойчивость.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-413375-7", renderTo: "yandex_rtb_R-A-413375-7", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; yaLo = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Формы направленности личности в психологии

Каждый человек в чём-то нуждается. Есть вещи, в которых нуждаются все или почти все люди: все мы хотим есть, быть здоровыми, защищёнными от внезапной и насильственной смерти, почти все желают прожить как можно дольше. Подобные первичные потребности характерны не только для людей, но и для животных; в определённой степени можно говорить о тех же потребностях и у растений. Помимо биологических, существуют социальные потребности, присущие только людям. Одни из них также характерны для абсолютного большинства людей: это потребности в одежде, жилье и др. Но существуют потребности, характерные только для отдельных людей и не имеющие значения для всех остальных. Например, потребность реализовать себя в ядерной физике или желание создавать музыку. Вообще потребность в самореализации является высшим желанием личности и присуща сравнительно небольшому количеству людей.

Далеко не все могут быть удовлетворены сразу, и даже не все они могут быть удовлетворены в принципе. Неудовлетворённые потребности принимают различные формы в зависимости от содержания и от того, насколько человек осознаёт свои цели.

Установки

Это неосознанные состояния, характеризующие готовность человека заниматься какой-то деятельностью. Установки чаще всего возникают тогда, когда неоднократно повторяется какая-то ситуация, называемая установочной, во время которой человек естественным путём реагирует тем или иным образом. Один раз сформированная установка может сохраняться иногда на весьма длительное время. Однако скорость формирования и исчезновения установок у разных людей различная. Различные исследования позволили выделить три типа установок: познавательный (что готов изучить человек), эмоционально-оценочный (его симпатии и антипатии по отношению к объекту) и поведенческий (готовность каким-либо образом действовать в отношении объекта).

Влечения

Это частично осознаваемые потребности, причина которых, однако, может быть неясна человеку. Это некий переходный этап, после которого потребность может либо быть осознанной, либо угаснуть.

Интересы

Так называют избирательное отношение человека к объекту в силу того, что этот объект чем-то привлекателен для него – эмоционально или «жизненно». Интерес представляет эмоциональную сторону познавательной деятельности, он связан с положительным восприятием какого-то предмета, явления или события. Интересов у личности может быть множество, и все они могут быть разными по содержанию, глубине, объёму и т. д.

Склонности

Это мотивы, в которых сильно выражены потребности человека в занятиях какими-либо видами деятельности. В склонности часто перерастают наиболее устойчивые и сильные интересы.

Желания

Это мотивы, основанные на осознанных потребностях, которые при этом ещё не являются сильными побуждениями к действию. Желания часто характеризуют отношение личности к объекту, достичь которого он хочет, но осознаёт невозможность осуществления этого в данный момент.

Стремления

Это побуждения, в которых выражено желание достичь определённых условий существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть реализованы в процессе организованной деятельности. Стремления бывают разных видов: это может быть мечта (воображаемый облик желаемого), идеал (мотив, выражающий потребность подражать какому-то образцу, следовать определённому примеру), страсть (мотив, отражающий потребность непреодолимой силы).

Намерения

Это стремления, при которых личность осознаёт не только желаемые условия, но и средства к их достижению.

Убеждения

Это совокупность потребностей, которые побуждают её действовать в соответствии со своими взглядами, представлениями и принципами. Убеждения основаны на определённых знаниях о мире.

Мировоззрение

Это система взглядов человека на мир. В первую очередь мировоззрение отражает общественное бытие. Оно является главным регулятором поведения человека и формирует те или иные виды направленности личности.

Направленность и мотивация

В направленности личности следует выделять цели и мотивы. Цель – это то, к чему стремится человек, а мотив – это причина, по которой он к этой цели стремится. Одну и ту же цель личность может ставить по разным причинам – следовательно, разными будут и мотивы.

Например, кто-то хочет стать врачом, но не понимает, что конкретно его привлекает в этой профессии. Другой тоже хочет стать врачом, но при этом он осознаёт, что хочет лечить людей. Третий желает с помощью профессии врача сделать хорошую карьеру и добиться материального благополучия. Как видим, цель у всех одна, но мотивы разные, как и степень их осознанности.

При этом нужно осознавать, что поведение человека довольно редко диктуется каким-то одним мотивом. Конкретное действие чаще всего является следствием целого комплекса мотивов и побуждений. Так, человек может ходить на работу одновременно и из-за необходимости в деньгах, и из-за того, что данная деятельность ему нравится, и вследствие того, что она позволяет приобрести новых друзей. Если какой-то из этих мотивов перестаёт действовать, то меняется и поведение человека – например, он может перейти в другую организацию или постарается получить новую профессию.

«Испытание» личности и её направленности может происходить в момент столкновения с какой-либо трудной ситуацией. Действительно, все наши цели и мотивы существуют в нашем сознании, следовательно, они могут отличаться от действительной картины мира. Проблемная ситуация возникает, когда реальный мир имеет заметные несоответствия с нашим внутренним миром. Столкновение с проблемой может изменить иногда всю структуру личности. Такую ситуацию кто-то называет «просветлением» или «откровением».

Выделяют три варианта последствий трудного события для психики :

  • Если убеждения, установки и ценности человека предполагали такой вариант развития событий, то происходит их закрепление: человек понимает, что «он был прав».
  • Когда событие частично подтверждает установки и ценности, то происходит их дальнейшее развитие, они становятся богаче и разнообразнее. Человек как бы говорит себе, что «жизнь, оказывается, значительно лучше (хуже, страшнее, веселее), чем он думал».
  • Третий вариант – полное разрушение всех ценностных ориентиров и установок. Предшествующее личностное развитие человек признаёт напрасным, его постигает разочарование в жизни.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-413375-8", renderTo: "yandex_rtb_R-A-413375-8", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Разрушительное воздействие трудного события может даже привести к патологии, а также к самоубийству. Впрочем, это лишь самый крайний вариант исхода дела; нередко личность совершает огромные волевые усилия, стремясь вновь обрести себя. Существенную роль здесь играют именно волевые качества личности, её искреннее желание жить и занимать своё место в мире. Именно про такие ситуации Ницше говорил – «Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее».

Нередко проблема возникает в том, что человек не подготовлен к изменчивости окружающего мира. Чётко поставленные цели были бы осуществимы в изначальной ситуации, но вот обстоятельства поменялись, и цель теперь не может быть достигнута прежними средствами. Бывает, конечно, и обратная ситуация: человеку внезапно представляется возможность сделать то, что до этого было только мечтой.

Виды направленности

Направленность личности может иметь различные стороны своего проявления.

Психологи выделяют три основных вида направленности: к людям как к членам коллектива, к труду и его результатам и к собственной личности :

  • Направленность на взаимодействие проявляется тогда, когда исполнитель работы нацелен на общение, улучшение отношений с коллегами, начальством. Потребности в общении диктуют работнику определённые особенности поведения: он, как правило, уступает мнению коллектива, не желает брать на себя руководство. Его интересует прежде всего сама совместная деятельность, даже если это не гарантирует успешность выполнения работы и его личное участие в этом процессе минимальное.
  • Деловая направленность проявляется тогда, когда у личности существует потребность достичь поставленной цели. Человек, имеющий такую направленность, желает брать руководство на себя и стремится доказать остальным членам группы свою точку зрения; но делает он это обоснованно, с искренним желанием добиться пользы для всех участников процесса. Такой работник стремится добиться максимальной продуктивности от себя и от коллектива, он проявляет активность в овладении новыми знаниями и навыками.
  • Личная направленность имеет место у людей, у которых есть потребность обеспечить собственное благополучие, добиться первенства и престижа. Такой человек в первую очередь интересуется самим собой, своими чувствами, взглядами и переживаниями, он обращает мало внимания на потребности окружающих. Он может игнорировать сотрудников, подчинённых или начальников, халатно относиться к выполнению самой работы, если она не связана с достижением его собственного материального или духовного благополучия.

Профессиональная направленность по типу личности

Психолог Дж. Голланд выделил несколько типов профессиональной направленности личности.

Они зависят от того, к какому типу относится личность :

  • Реалистичный тип . Такие люди предпочитают работать с реальными предметами. Они ориентированы на практический труд и хотят добиваться быстрых результатов. У них хорошо развито практическое ; при этом они предпочитают профессии, основанные на ручной работе. Это водители, пчеловоды, связисты, радиомонтажники и др. Здесь, как правило, не требуются коммуникативные умения.
  • Интеллектуальный тип . Такие люди наблюдательны, хорошо соображают, при этом они независимы и имеют оригинальное мышление. Люди этого типа предпочитают научные профессии.
  • Социальный тип . Его представители активны, чувствительны, эмоциональны, нуждаются в постоянном общении с другими людьми. Содержанием профессий таких людей является взаимодействие с людьми. Предпочтительные профессии – преподавание, обслуживание, информационная деятельность.
  • Конвенциональный тип . Такие люди обладают высокой усидчивостью, они дисциплинированны и аккуратны. Они могут хорошо выполнять свою работу, когда имеют чёткие и ясные предписания. Лучше всего им даётся выполнение типичных задач, а с нестандартными могут возникать трудности. Предпочтительные профессии для таких людей – канцелярские: бухгалтер, нотариус, экономист и др.
  • Предпринимательский тип . Его представители активны, подвижны, имеют нестандартное мышление, склонны к риску. Они стремятся проявлять инициативу и захватывать лидерство. Люди такого типа предпочитают задачи, где нужно быстро принимать решения, и не любят работу, предполагающую усидчивость и внимательность. Любит и умеет вступать в контакты с другими людьми. Профессии таких личностей – политики, предприниматели, журналисты и др.
  • Артистический тип . Такие люди обладают образным мышлением и творческим воображением, они весьма чувствительны и эмоциональны. Общение с людьми они строят на основании своей интуиции, личных ощущений. Представители этого типа личности – художники, музыканты, дизайнеры, актёры, переводчики и др.

Данная классификация может применяться в тестах на определение профпригодности, выбор профессии, учебного заведения.

Что ещё даёт нам понимание механизмов направленности личности? Благодаря их изучению нам становится понятно, что основы всей нашей цивилизованной жизни коренятся во врождённых качествах и установках, сформированных в ранние годы жизни. В дальнейшем они могут многократно изменяться и корректироваться, но они не появляются «из ниоткуда».



error: