Отечество. Честь

Руководителю занятия рекомендуется акцентировать внимание слушателей на том, что с одной стороны – проводимая военная реформа осуществляется для обеспечения надежной обороны страны, для улучшения условий службы и быта военнослужащих. С другой – ее успех во многом определяется профессионализмом и морально-психологическим состоянием самих военнослужащих. Этому и посвящен следующий вопрос.

Роль и место военнослужащих в успешном проведении военной реформы

Приступая к изложению третьего вопроса, руководителю занятия рекомендуется напомнить, что сущность военной реформы заключается в качественном преобразовании Вооруженных Сил. Задача обеспечения внешней безопасности России по-прежнему остается актуальной. В связи с изменением характера и масштаба военных опасностей для страны происходит определенная корректировка конкретных задач видов Вооруженных Сил. А это неизбежно предопределит содержание и направленность всего процесса боевой подготовки и военной службы.

Главная задача сдерживания любой возможной агрессии возлагается по-прежнему на Ракетные войска стратегического назначения. Они служат стержнем системы национальной обороны России, надежной гарантией ее безопасности. А на период глубоких экономических и политических преобразований, включая военную реформу, роль фактора ядерного сдерживания даже повышается.

По обычным Вооруженным Силам и вооружениям Россия и в новых условиях обладает достаточными возможностями для сдерживания вероятного противника от развязывания военных конфликтов, локального и меньшего масштабов. Важную роль в этом отношении призваны играть соединения постоянной готовности Сухопутных войск, отличающиеся мобильностью Воздушно-десантные войска. В локальных войнах и вооруженных конфликтах возрастет значимость частей ВВС.

Современный этап военной реформы характерен масштабной реорганизацией армии и флота. Идет массовое увольнение военнослужащих. Осуществляется вывод из состава Вооруженных Сил многих обеспечивающих структур. Важно, чтобы все эти и другие мероприятия и впредь проводились организованно, без каких-либо сбоев. Главное – не допустить ослабления внимания к задачам повышения бдительности и боеготовности . Ни в коем случае нельзя допускать благодушия и беспечности, ибо современный мир небезопасен.

Успех военной реформы, уровень боеспособности армии и флота зависит, прежде всего, от качества и эффективности ратного труда военнослужащих, особенно офицерского состава. Требования к офицерам – организаторам обучения и воспитания подчиненных, проводникам государственной политики в армии и на флоте существенно возрастают. Министр обороны РФ, Маршал России И.Д. Сергеев отмечает: «Нельзя забывать, что состояние армии и флота определяется, прежде всего, состоянием офицерского состава. Именно офицеры, настоящие профессионалы, патриоты, преданные своему Отечеству, с достоинством несут свое высокое звание защитника земли Российской» («Красная звезда», 1 июля 1997 г.).

Действительно, именно офицеры в решающей степени определяют результаты военных преобразований. Несмотря на многочисленные материально-бытовые проблемы, с которыми они сегодня сталкиваются, офицеры, как правило, выполняют свой служебный долг с высочайшей отдачей. Судьба проводимой реформы в руках офицерского корпуса. Именно от его профессионализма в первую очередь зависит качество боевой подготовки, уровень воинского мастерства солдат и сержантов. А личный пример соблюдения российских законов и воинских уставов офицерами служит действенным средством утверждения правопорядка в войсках.

В офицерских аудиториях представляется целесообразным более подробно остановиться на задачах офицерского состава применительно к конкретным частям (кораблям), подразделениям.

Внимание офицеров сегодня должно быть приковано, прежде всего, к вопросам повышения боевой выучки подчиненных. Боевая подготовка – это пока единственное, чем можно компенсировать сокращение численности личного состава и систем вооружения. За боевую подготовку при всех сложностях с недофинансированием надо браться по-настоящему, использовать эффективно учебное время и экономить материальные средства. Боевая учеба, как требует Устав, должна быть «основным содержанием повседневной деятельности военнослужащих в мирное время».

Целесообразно напомнить слушателям – воинам срочной службы содержание понятия «Боевая готовность». Это – способность войск (сил), части (корабля), подразделения в любых условиях обстановки начать военные действия, в установленные сроки выполнить поставленные задачи по защите Родины. Она является главным показателем качественного состояния Вооруженных Сил и состоит из многих важных компонентов (техника, вооружение, организованность, дисциплина, профессиональное мастерство и многое другое). Важно выяснить, как военнослужащие понимают свои задачи по ее обеспечению в современных условиях.

Одной из важнейших задач является – усиление воспитания военнослужащих. В этой работе необходимо руководствоваться требованиями военного законодательства и общевоинских уставов, Концепцией по военному строительству, Концепциями воспитательной работы, правового и военно-патриотического воспитания.

Руководителю занятия рекомендуется кратко остановиться на проблемах патриотического воспитания. Н.А. Некрасов написал замечательные строки: «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденье, за любовь.» Поэт очень точно подметил, что патриотизм и готовность к защите своей Родины неразделимы. Сила патриотизма определяет человеческое достоинство каждого, в том числе, человека в военной форме.

Целесообразно обратиться к военнослужащим с вопросами: что такое патриотизм? Почему необходимо формировать чувство патриотизма у воинов? Каковы пути его формирования в современных условиях?

Патриотизм – та основа, на которой зиждется сила и крепость наших Вооруженных Сил. Он является фундаментом морально-психологического облика и боевых качеств российского солдата и матроса. Только воин-патриот способен защищать свое Отечество самоотверженно, до последнего вздоха.

Патриотизм предполагает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу и его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. Воин-патриот всегда осознает воинский долг и верен ему.

Патриотизм и верность воинскому долгу российские воины проявляли во все времена. Никогда не будут забыты подвиги древнерусских дружин и ополчений, воинов Петра, Суворова.

16 ноября 1941 года 28 гвардейцев-панфиловцев не отступили перед напором 30 фашистских танков, уничтожив более половины из них. Почти все они верные воинскому долгу геройски сложили свои головы за Родину, врага не пропустили. И таких примеров – множество.

Практика показывает, что от уровня патриотического и нравственного воспитания непосредственно зависит степень боевой выучки военнослужащих, их дисциплинированность и ответственность за службу. Без любви к Родине, Вооруженным Силам невозможно образцовое исполнение воинского долга.

6.1.1. Воспитание офицерского состава

Во все времена успех в бою решало не самое совершенное оружие, а люди. Они управляют могучей военной техникой, от их морально-боевых качеств, патриотизма, духовных сил зависит в конечном счете решение поставленных задач. Поэтому вопросы воспитания военнослужащих всех категорий, поддержания у них высокой профессиональной подготовки и крепкой воинской дисциплины, постоянной готовности и способности выполнить свой долг по защите интересов российского народа были, есть и будут главным содержанием воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Объектом воспитания выступают все военнослужащие, но особое внимание уделяется воспитанию офицеров, которые составляют основу воинского коллектива части и сами являются главными воспитателями военнослужащих.

В истории Вооруженных Сил России особое значение всегда придавалось офицерским кадрам . На разных этапах развития нашей страны по-разному ставились вопросы подготовки офицерских кадров, но неизменным было понимание одной непреложной истины: офицеры – основа человеческого фактора армии, фундамент морального духа войск. От уровня профессиональной подготовки офицерских кадров, их готовности и способности с полной ответственностью выполнять возложенные на них задачи напрямую зависит успех в бою. Тысячи примеров из истории нашей армии и флота подтверждают это.

Основу воинской части, соединения в социальном, профессиональном и нравственном плане всегда составлял офицерский коллектив. Он выступал как высокоорганизованная группа профессиональных военных, объединенных едиными целями и интересами, совместной общественно полезной деятельностью, воинской дисциплиной, взаимной требовательностью, ответственностью, помощью и был призван всемерно поддерживать высокую боевую готовность, эффективно решать учебные и воспитательные задачи. Данное обстоятельство предопределяет необходимость постоянного целенаправленного процесса воспитания офицеров в интересах повышения результативности решения стоящих задач, их педагогического потенциала.

Воспитание офицеров осуществляется посредством педагогических взаимодействий и воздействий организационного и содержательного порядка, включающих комплекс мероприятий, направленных на обеспечение разностороннего и гармоничного профессионального и личностного развития офицеров, сплочение офицерского коллектива.

Функционирование системы воспитания офицеров предполагает тесное единство всех ее составных частей (направлений), использование максимально возможного арсенала форм и методов работы, согласование усилий всех взаимодействующих субъектов воспитательного процесса по времени, проводимым мероприятиям и т. п. В подразделениях (частях) такая деятельность осуществляется в двух основных направлениях.

Первое из них предполагает совершенствование личностных качеств офицера как военнослужащего с особым военно-социальным статусом, общественной значимостью его деятельности, как руководителя и военного специалиста.

Второе направление – сплочение офицерского коллектива , повышение силы его воспитывающего влияния на весь личный состав подразделения (части).

Сплоченность – важная характеристика офицерского коллектива, показатель его зрелости, дееспособности. Она представляет собой идейное, социально-политическое, морально-этическое, психологическое и организационное единство офицеров. Именно на его основе возможно осуществление эффективных воспитательных мер в интересах боевой готовности части, прежде всего мер по обеспечению в коллективе здорового морально-психологического климата, воспитанию чувства гордости за принадлежность к своему коллективу, по внедрению и развитию традиций офицерского корпуса российской армии.

Воспитание офицеров – процесс формирования качественных характеристик (свойств) личности, которые в наибольшей мере соответствовали бы потребностям военного дела, боевой готовности, выполнению свойственных офицеру функций в боевой, служебной, учебно-воспитательной, общественной, хозяйственной и других видах военно-профессиональной деятельности.

Личностные качества, военно-профессиональные знания, навыки, умения офицера как военного специалиста, воспитателя подчиненных формируются и развиваются непосредственно во время учебы в военно-учебном заведении. Профессиональное становление и дальнейшее его развитие как командира, учителя и наставника своих подчиненных происходит во время прохождения службы в подразделениях (частях). Именно в процессе служебной деятельности многогранно раскрывается личность офицера, проявляются его навыки, качества, способности и склонности.

Проходя службу в войсках, офицер выполняет много задач, при этом основное содержание его деятельности сводится к реализации следующих функций: организационно-управленческой, военно-педагогической, военно-специальной и административно-хозяйственной.

Каждый офицер – прежде всего военный руководитель, поэтому в его профессиональной деятельности особую роль играет организационно-управленческая функция . Это организация, планирование, проведение учебных занятий и воспитательных мероприятий, упорядочение, регулирование различных видов деятельности подчиненных, постановка задач и их выполнение, контроль исполнения распоряжений, мобилизация подчиненных на решение конкретных задач, управление различными социальными процессами в подразделениях, руководство воинскими коллективами и отдельными военнослужащими и т. д.

Сложность реализации данной функции заключается в том, что, с одной стороны, значительно усложнилась организация деятельности подразделений и частей, а с другой – предъявляются новые требования к управленческой деятельности офицеров. Поэтому личности современного военного руководителя должны быть присущи организаторские и коммуникативные способности, умение принимать решения и организовывать их исполнение, теоретический кругозор и жизненная зрелость, твердые моральные устои, способность убеждать и вести за собой людей, компетентность, организованность, деловитость, дисциплина, самостоятельность.

Офицеры организуют учебно-воспитательный процесс, осуществляют боевую и общественно-государственную подготовку, проводят индивидуальную работу с подчиненными. Здесь успех невозможен без умения изучать личностные особенности воинов, их социальные, психологические, национальные и другие особенности, соблюдать принципы воспитания и обучения, правильно использовать их методы и формы, личный пример. Командиру важно знать, как спланировать боевую и общественно-государственную подготовку, самостоятельную работу подчиненных. Продуманный план дисциплинирует людей и мобилизует их на высококачественное выполнение поставленных перед ними задач.

Ныне повышается значение всестороннего развития, эрудиции и общей культуры офицеров. Выдающийся отечественный полководец М. В. Фрунзе подчеркивал, что только тот командир, который своими знаниями и опытом будет вызывать уважение, сможет по-настоящему воспитывать, обучать и дисциплинировать подчиненную ему часть. Только тогда, когда соответствующий командир опирается на знания, можно добиться настоящей дисциплины. Когда этих знаний нет, остается рассчитывать лишь на принуждение. Формирование и совершенствование управленческой культуры офицеров, основанной на демократических и морально-нравственных принципах, – важнейшая задача в воспитательной работе с офицерским составом.

Реализация военно-педагогической функции занимает особое место. Организация, осуществление обучения и воспитания подчиненных, направленные на качественное решение задач служебной деятельности, поддержание боеготовности, укрепление воинской дисциплины, формирование морально-боевых, психологических качеств военнослужащих, требуют от офицера специальных педагогических и психологических знаний, методических умений и навыков, педагогической культуры.

В педагогической деятельности офицеров есть определенные сложности. Они, в частности, связаны с тем, что изменился социальный портрет армии, среди молодого пополнения, поступающего на военную службу, снизился образовательный уровень, ухудшилось физическое здоровье и психическое состояние призывников. При этом значительно увеличилось количество военнослужащих, проходящих воинскую службу по контракту.

Военно-специальная функция в деятельности офицера предполагает выполнение задач военного специалиста, знание теории и практики военного дела, оружия и боевой техники своего подразделения, части, а также знание вероятного противника, его сильных и слабых сторон. Сложность состоит в том, что с каждым годом происходят изменения качественных и количественных характеристик техники и вооружения. Это требует больших материальных и финансовых затрат, высокой квалификации специалистов.

В своей деятельности офицер реализует и административно-хозяйственную функцию . Быт военнослужащих, питание, одежда, размещение, проживание, бытовое обслуживание, экология, проживание членов семей военнослужащих и много других вопросов – все становится предметом внимания. Проявление заботы о подчиненных, об их социальной защищенности, знание запросов, интересов, проблем каждого военнослужащего, оказание им помощи во многом способствуют качественному разрешению других очень важных затруднений, связанных со службой.

Для реализации всех перечисленных функций офицеру недостаточно быть только хорошим специалистом, знатоком военного дела. Необходимо быть еще и личностью с высоким нравственным потенциалом, образцом для подчиненных. Такие понятия, как честность, честь, скромность, простота, доступность, уважительность, доброжелательность, принципиальность, убежденность, справедливость, офицерский долг, должны наполняться для него глубоким содержанием. Высокий профессионализм офицера в сочетании с моральной чистотой, несомненно, привлекательны для подчиненных и вызывают у них уважение и стремление к подражанию.

Особая роль в организации воспитания офицеров части (подразделения) принадлежит ее командиру. Свои усилия он направляет на то, чтобы у подчиненных офицеров сформировались готовность беспрекословно выполнить приказ; возникло чувство офицерского долга, чести, гордости за Вооруженные Силы Российской Федерации; стремление к повышению профессионального мастерства, личной ответственности за обучение и воспитание военнослужащих; заботливое и уважительное отношение к ним. Требовательность должна быть обоснованной, справедливой, целесообразной, принципиальной и сочетаться с уважением личного достоинства подчиненного. Это основная целевая установка в воспитании офицеров.

Важной целью воспитания офицерского состава в части следует признать создание и поддержание такого морально-психологического климата, когда в центре внимания будет каждый офицер: молодой и прослуживший уже много лет, холостой и семьянин. Главное – создать обстановку доверия, уважительности друг к другу, сохранить и приумножить лучшие традиции офицерского корпуса, и в этом немаловажная роль принадлежит как командирам, так и офицерам-воспитателям.

Исполнение обязанностей военной службы в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения относится к грубым дисциплинарным проступкам.
Основным направлением работы офицерского состава по предупреждению правонарушений на почве употребления военнослужащими спиртных напитков является социальная диагностика негативного явления.
Она рассматривается как способность офицеров распознавать предпосылки к употреблению спиртных напитков, выявлять причины их возникновения и живучести, прогнозировать тенденции в поведении подчиненных.
Врач ставит диагноз на основе знания человеческого организма. Так, офицеры подразделений, диагностируя взаимоотношения, обязаны опираться на глубокое знание индивидуальных особенностей подчиненных, использовать рекомендации педагогики, психологии, учитывать свой служебный опыт, накопленную практику по сплочению воинских коллективов.
Целями диагностического этапа работы являются: выявление степени алкогольной зависимости, причин употребления спиртного, желания и самостоятельных попыток прекращения пьянства, характера влияния на военнослужащих различных социальных групп и отдельных лиц, условий, провоцирующих тягу к алкоголю и т.д. Результатом такого изучения личности и социального окружения является диагноз, на основе которого осуществляется выбор целей, средств и методов социальной работы.
В интересах диагностики поведения применяются методы:
- наблюдение,
- анализ документов,
- социологический опрос.
Не менее важными в плане профилактики пьянства и алкоголизма являются мероприятия социальной терапии, предполагающие решение таких задач, как формирование в воинских коллективах антиалкогольного общественного мнения, нетерпимости к пьяницам, коррекцию социальной структуры воинских подразделений.
Организационные формы работы по профилактике пьянства заключаются в осуществлении строгого контроля за военнослужащими, склонными к употреблению спиртных напитков, со стороны командиров, ограничении их доступа к спиртным напиткам, созданию пространственно-временных барьеров на пути к выпивке, прежде всего в рабочее время, применению различного рода санкций к лицам, склонным к употреблению спиртных напитков, и тому подобное.
При работе с лицами, склонными к употреблению спиртных напитков, офицерский состав должен соблюдать ряд правил.
Во-первых, не проводить консультаций, мероприятий педагогического и психологического характера с лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения.
Во-вторых, осуществлять психокоррекционные действия только с военнослужащими, изъявляющими желание измениться. В противном случае более эффективными окажутся организационные и социальные меры.
В-третьих, помнить, что ни один человек не признает себя алкоголиком добровольно, поэтому следует ожидать сопротивления со стороны последнего при проведении с ним психодиагностических и психокоррекционных мероприятий.
В-четвертых, для излечения алкоголика мало вызвать у него отвращение к спиртному, надо создать вокруг него такую микросреду, которая всячески поощряла бы его трезвость, поддерживала его усилия в борьбе с алкогольной зависимостью, выставляла барьеры на пути к рецидиву.
В-пятых, понимать и разъяснять должностным лицам, что алкоголизм - это стойкое заболевание всего организма, нервной системы, психики человека, что невозможно излечиться по приказу командира или посредством применения исключительно мер принуждения и наказания.
Таким образом, профилактика алкоголизма в воинских частях состоит из комплекса организационных, социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий. Она заключается в своевременном выявлении и оценке фактов злоупотребления военнослужащими спиртными напитками, создании социальных и организационных барьеров на путях развития этого негативного явления, оказании медицинской и психологической помощи больным, квалифицированном разъяснении военнослужащим и членам их семей физических, психологических и социальных последствий пьянства и алкоголизма, одним словом, лучше узнать человека.
В этом плане помогает изучение автобиографических данных, характеристик с места работы или учебы, из военных комиссариатов; документов об образовании; материалов профессионального отбора; медицинских книжек; служебных карточек.
Но самые достоверные данные дает, конечно же, личное общение с подчиненными. При умелом проведении беседы можно выявить истинные переживания военнослужащего, его мнение о положении дел в коллективе, о сослуживцах, о командирах. Результаты беседы помогают составить более полное представление о воине, на основании чего и строится индивидуальная воспитательная работа с ним.
Наилучший эффект дает комплексное использование различных методов изучения индивидуальных особенностей личности военнослужащего.
Получить необходимую информацию кратким и эффективным способом позволяет опрос военнослужащих. Это один из важнейших методов диагностики их поведения.
В интересах выявления склонных к употреблению спиртных напитков необходимо опрашивать все категории военнослужащих подразделения.
Важно знать также их настрой, готовность, способность и возможность к службе. Опрос проводится в форме собеседования. Надо спрашивать, как бы советуясь с собеседником.
Наблюдение - это целенаправленное восприятие поведенческих характеристик военнослужащего с целью выявления предрасположенности к употреблению спиртных напитков.
В его ходе фиксируются особенности поведения военнослужащего в различных ситуациях его служебной деятельности, в неофициальной обстановке. Наблюдение должно быть систематическим и целенаправленным. Оно позволяет увидеть и зафиксировать изменения, динамику развития поведенческих характеристик, помогает изучить скрытые процессы в воинском коллективе.
Анализ документов позволяет сделать предположение о склонности некоторых военнослужащих к изменению поведения. В совокупности с методом наблюдения и другими методами выявления предрасположенности к неуставным действиям он дает положительный результат.
Офицеры обязаны узнать каждого военнослужащего подразделения буквально с первого дня его службы. Постарайтесь выяснить, в каких условиях рос и воспитывался военнослужащий до прихода в армейскую среду, какие привычки у него сложились, нет ли среди них отрицательных. Словом, необходимо увидеть подчиненных такими, каковы они на самом деле, со всеми их сильными и слабыми сторонами характера, будничными заботами и нуждами.
В повседневном общении с подчиненными тщательно учитывайте их сложившиеся особенности характера, привычки. Особую сложность представляют взаимоотношения с военнослужащими с неопределенными или непостоянными взглядами на жизнь, воинскую службу, дружбу и товарищество. У них, как правило, нет своего мнения. Они ориентируются на более сильную личность. Офицер должен стать для них примером. Строгая требовательность, развенчание отрицательных привычек как у них самих, так и у тех, кого они считают лидером, постоянный личный контроль, общественное осуждение неуставных действий по употреблению спиртных напитков -вот путь борьбы с пьянством и алкоголизмом.
Решение основных задач по предупреждению правонарушений на почве употребления военнослужащими спиртных напитков невозможно без коренного укрепления воинской дисциплины, обеспечения высокой дисциплинированности.
Обязательным условием такой деятельности является оценка ее состояния.
Она должна строиться с учетом следующих требований.
Требование первое. Организаторская и воспитательная работа по обеспечению дисциплинированности военнослужащих должна вестись исключительно на основе законов и во имя их исполнения, требований военной присяги, общевоинских уставов, наставлений, инструкций, приказов командиров и начальников.
Требование второе. Необходимость четкой организации боевой учебы и службы, быта и досуга личного состава в строгом соответствии с уставными положениями, а также строгом распределении должностных и служебных функций между исполнителями.
Требование третье. Связано с развитием способности воинского коллектива анализировать и оценивать с позиций уставных норм и правил поведения как каждого военнослужащего в отдельности, так и подразделения, экипажа, расчета в целом.
Требование четвертое. Целеустремленность, активность, постоянство и согласованность дисциплинирующих воздействий на личность со стороны командиров и армейской общественности.
Требование пятое. Решительная и бескомпромиссная борьба в части, в подразделении с лицами, склонными к употреблению спиртных напитков.
Систематическая индивидуально-воспитательная работа, проводимая офицерами подразделения, позволяет проводить комплексные меры, направленные на предупреждение правонарушений, совершаемых военнослужащими на почве употребления спиртных напитков.
Особое место в системе профилактики пьянства и алкоголизма среди военнослужащих занимает их правовое воспитание.
Это целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию в целях формирования у военнослужащих устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения.
Правовое воспитание способствует выработке высокой дисциплинированности, беспрекословного повиновения, упрочения воинского товарищества.
Работа по предупреждению пьянства и алкоголизма среди личного состава Вооруженных Сил должна вестись дифференцированно, главная роль в этом процессе отводится воинской дисциплине.
Место и значение этого процесса в воинском воспитании определяются прежде всего тем, что речь идет о привитии военнослужащему одного из важнейших качеств, без которого немыслима личность воина, специфическая деятельность армии и флота - это понятие дисциплинированности как воинского долга.
Воинское воспитание как бы раскрывает суть слагаемых воинской дисциплины, нацеливает личный состав на точное и неукоснительное соблюдение военной присяги и воинских уставов, в единстве с обучением обеспечивает проведение в жизнь их конкретных требований.
Этот единый воспитательный процесс призван способствовать утверждению и поддержанию уставного порядка.
Воспитательный процесс - это форма обучения, представляющая собой особым образом организованное взаимодействие членов малой группы, в которой осуществляется воздействие, направленное на развитие личности, способствующее личностному росту военнослужащего и максимальному использованию своего потенциала в жизни и служебной карьере.
С учетом этого приказом министра обороны Российской Федерации введено в действие Положение о работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации. В этом документе предусмотрено проведение мероприятий по поддержанию высокого морального духа и психологической устойчивости войск, боевого дежурства и разнообразных видов учебно-боевой деятельности в войсках и подчиненных воинских подразделениях.
В целях повышения роли сержантов (командиров отделений в подразделениях) в профилактике отрицательных явлений, в том числе правонарушений на почве употребления спиртных напитков, желательно рассмотреть вопрос о подготовке и назначении на должность командиров отделений военнослужащих, призванных на службу на контрактной основе.
Необходимо сделать все, чтобы младшие командиры были опорой офицера. Они должны постоянно находиться со своими подчиненными и в полном объеме выполнять свои должностные обязанности.
В связи с тем что многие конфликтные ситуации возникают из-за неудовлетворенности бытом личного состава, следует сосредоточить усилия офицерского состава подразделений на поддержание уставного воинского порядка, добиваться своевременного и полного удовлетворения всем необходимым по установленным нормам.
Сплоченный воинский коллектив оказывает существенное влияние на решение задач боевой подготовки, укрепление воинской дисциплины и организованности.
Успех приносят не случайные мероприятия, не авральный метод, когда за наведение порядка иные командиры берутся лишь после серий нарушений - употреблений военнослужащими спиртных напитков, а постоянная, целенаправленная, тщательно спланированная работа, скоординированные усилия всего командного, инженерного и технического состава, воспитательных структур.
Только она позволяет в комплексе решать задачи профилактики правонарушений на почве употребления военнослужащими спиртных напитков, а также активно влиять на все слагаемые, обеспечивающие достижение крепкой воинской дисциплины.

Во все времена успех в бою решала не самая совершенная тех- ника, а люди. Они управляют могучей техникой, от их военно-боевого духа, патриотизма, моральной и нравственной силы зависит, в конечном счете, решение поставленных задач.

Поэтому вопросы воспитания военнослужащих всех категорий, поддержания у них вы- сокой профессиональной подготовки и крепкой воинской дисципли- ны, постоянной готовности и способности выполнить свой долг по защите интересов российского народа были, есть и будет главным со- держанием воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Объектом воспитательного воздействия в воинской части явля- ется весь личный состав, но особое внимание уделяется воспитанию офицерского коллектива, который составляет основу всего воинского коллектива части и заключает в себе огромные воспитательные воз-

можности.

В истории развития Вооруженных Сил России важное значение всегда придавалось офицерским кадрам. На разных этапах, в различ- ных исторических условиях нашей страны по-разному ставились во- просы подготовки офицерских кадров, но неизменным было понима- ние одной непреложной истины: офицеры - основа человеческого

фактора армии, фундамент морального духа войск. От уровня про- фессиональной подготовки офицерских кадров, их готовности и спо- собности с полной ответственностью выполнять возложенные на них задачи напрямую зависит успех в бою. Тысячи примеров из истории нашей армии и флота подтверждают это. Основу полка, бригады в социальном, профессиональном и нравственном плане всегда состав-

лял офицерский коллектив. Офицерский коллектив всегда выступал как высокоорганизованная группа профессиональных военных, объе- диненных едиными целями и интересами, совместной общественно полезной деятельностью, воинской дисциплиной, взаимной требова-

тельностью, ответственностью, помощью. Он призван всемерно под- держивать высокую боевую готовность полка (корабля), эффективно решать учебные и воспитательные задачи. Данное обстоятельство и предопределяет необходимость постоянной целеустремленной рабо- ты с коллективом офицеров в интересах повышения его педагогиче- ского потенциала. Она осуществляется на основе педагогически ар- гументированных воздействий организационного и содержательного порядка, включающих в себя комплекс мероприятий, имеющих целью обеспечение всестороннего и гармоничного развития личности офицера и сплочения офицерского коллектива.

Функционирование системы воспитания офицеров предполагает тесное единство всех составных частей (направлений) воспитания, использование максимально возможного арсенала форм и методов работы, согласование усилий всех взаимодействующих субъектов воспитательного процесса по времени, проводимым мероприятиям и т. п.

В полку (на корабле) такая деятельность осуществляется в двух основных направлениях. Первое из них предполагает совершенство- вание личностных качеств офицера с особым военно-социальным статусом, общественной значимостью его деятельности, а также как руководителя и военного специалиста.

Офицерам как руководителям и участникам воспитательного процесса всегда были присущи беззаветная преданность идеалам за- щиты и служения Отечеству, демократический стиль в работе, глубо- кая, всесторонняя, профессиональная подготовленность, блестящие знания и мастерское применение оружия и боевой техники, высокие организаторские способности, широкий кругозор, масштабность мышления, чувство нового, умение в полной мере использовать мощ-

ный интеллектуальный потенциал в военно-профессиональной дея- тельности.

Второе направление - сплочение офицерского коллектива, повышение силы его воспитывающего влияния на весь личный состав полка (корабля).

Сплоченность есть важная характеристика офицерского коллек- тива, показатель его зрелости, дееспособности. Она представляет со- бой идейное, социально-политическое, морально-этическое, психоло- гическое и организационное единство офицеров. Именно на основе прочного единства названных компонентов сплоченности офицерско- го коллектива возможно осуществление эффективных воспитатель- ных мер в интересах боевой готовности части. И прежде всего мер по

обеспечению в коллективе здорового морально-психологического климата, воспитанию чувства гордости за принадлежность к своему коллективу, по внедрению и развитию традиций офицерского корпуса российской армии.

Следовательно, воспитание офицерского коллектива - это про- цесс формирования его качественных характеристик, которые в наи-

большей мере соответствовали бы потребностям военного дела, бое- вой готовности, совершенствованию личностных качеств офицера в коллективе, выполнение свойственных ему функций в сфере учебно- воспитательной работы и общественной жизни части.

Личностные качества офицера формируются и развиваются не- посредственно во время учебы в военно-учебном заведении, профес- сиональное становление и дальнейшее его развитие как командира, учителя и наставника своих подчиненных происходит во время про- хождения службы в частях (подразделениях). Именно в процессе

служебной деятельности многогранно раскрывается личность офице- ра, проявляются его качества, способности и склонности.

Проходя службу в войсках, офицер выполняет много задач, од

нако главное содержание его деятельности сводится к реализации следующих основных функций: общественно-политической, органи зационно-управленческой, военно-педагогической, военно- специальной и административно-хозяйственной.

Одной из важнейших функций деятельности офицера является общественно-политическая. Сложность реализации данной функции обусловлена следующими факторами.

Во-первых, российское военное строительство осуществляется в сложной и противоречивой общественно-политической, социально- экономической, национально-демографической, информационной, криминальной и религиозной обстановке.

Во-вторых, за последнее время существенно изменился соци- альный портрет армии. Среди молодого пополнения, поступающего

на военную службу, значительно снизился образовательный уровень. Ухудшилось физическое здоровье и психическое состояние призыв- ников. Возросли пацифистские и антиармейские настроения. Все большее значение приобретают религиозный и национальный факто- ры, проблемы пьянства и наркомании среди молодежи. На личный состав серь?зное влияние оказывает криминальная обстановка в стра- не. Динамика преступности в Вооруженных Силах соотносится с об- щей направленностью развития преступности в стране. Усиливается

тенденция проникновения организационной преступности в армей- скую среду.

В-третьих, реализация общественно-политической функции но- сит острый противоречивый характер. Основными составляющими противоречий являются: а) противоречие между необходимостью, обязанностью каждого офицера неуклонно проводить в жизнь поли- тику государства в области оборонного строительства и неопреде- ленностью, неконкретностью, отсутствием четких ориентиров этой политики; б) противоречие между заинтересованностью государства в сильной, боеспособной армии и отсутствием решительных мер в создании такой армии; в) противоречие между конституционной обя- занностью каждого гражданина защищать Отечество и преднамерен- ным разрушением идеалов воинской службы путем проведения анти- армейских компаний в средствах массовой информации; г) противо- речие между необходимостью укомплектовании Вооруженных Сил лучшими представителями народа и падением престижа службы офицера; д) противоречие между конституционными обязанностями офицера и социальным бесправием, социальной незащищенностью и т.д.

Существует еще ряд противоречий, которые усложняют реали- зацию общественно-политической функции деятельности офицера, а именно: между воинским долгом и гражданскими правами; между необходимостью для офицера сформированного научного мировоз- зрения и условиями, путями его формирования; между офицерским долгом, служебными обязанностями и обеспечением демократических прав личности и др.

В настоящее время в частях (подразделениях) необходимо остро ставить вопросы формирования и развития у офицеров научного ми- ровоззрения, идейной убежденности и политической зрелости, разви-

тия у них политической культуры, которая в самом общем виде рас- сматривается как единство политического сознания и политического действия (поведения), как всесторонняя политическая осведомлен- ность и способность отстаивать свои политические убеждения аргу- ментировано и убедительно.

Каждый офицер прежде всего военный руководитель, поэтому важное значение в его профессиональной деятельности имеет органи- зационно-управленческая функция. Содержание этой функции вклю- чает организацию, планирование, проведение учебных занятий и вос- питательных мероприятий, упорядочение, регулирование различных

видов деятельности подчиненных, постановку задач и их выполнение, контроль исполнения своих распоряжений, мобилизацию подчи- ненных на решение конкретных задач, управление различными соци- альными процессами в подчиненных подразделениях, руководство воинскими коллективами и отдельными военнослужащими и т.д. Противоречивость реализации этой важной функции в деятельности офицера состоит в том, что, с одной стороны, значительно усложни- лись процессы организации деятельности подразделений и частей, а с другой стороны, предъявляются новые требования к управленческой деятельности офицеров. Попытка решить новые, сложные задачи ста- рыми подходами и методами не всегда дает положительный резуль- тат. Поэтому личности современного руководителя должны быть присущи высокий идейно-теоретический кругозор и политическая зрелось, твердые моральные устои, способность убеждать и вести за собой людей, компетентность, организованность, деловитость, дис- циплина, самостоятельность, умение создавать условия для высоко- производительного труда людей, утверждать в коллективах атмосферу творческого поиска, нетерпимости к проявлениям грубости, нев- нимания к человеку.

Офицеры осуществляют боевую и общественно-государственную подготовку, учебно-воспитательным процессом, проводят индивидуальную работу с подчиненными. Здесь успех командира не возможен без умения изучать личностные особенности воинов, их социальные, национальные и другие особенности, соблюдать принципы воспитания и обучения, правильно использовать их методы и формы, личный пример. Командиру важно знать, как спланировать боевую и общественно-государственную подготовку, само- стоятельную работу подчиненных. Продуманный план дисциплини- рует людей и мобилизует их на высококачественное выполнение по- ставленных перед ними задач.

В настоящее время повышается значение всестороннего разви- тия, эрудиции и общей культуры офицеров. Выдающийся отечест- венный полководец М. В. Фрунзе подчеркивал, что только тот ко- мандир, который своими знаниями и опытом будет вызывать уваже- ние, сможет по настоящему воспитывать, обучать и дисциплиниро- вать подчиненную ему часть. Только тогда, когда соответствующий командир опирается на знания, можно добиться настоящей дисцип- лины. Когда этих знаний нет, тогда можно рассчитывать только на

принуждение. В современных условиях это указание М. В. Фрунзе особенно актуально.

Многим офицерам - командирам подразделений, воинских кол- лективов, сегодня не хватает специальных знаний по теории управле- ния, у них подчас недостаточно сформированы организаторские ка- чества, умения эффективно руководить подчиненными. Должностной авторитет в работе с подчиненными предпочитается авторитету лич- ности руководителя, требовательность к подчиненным подчас не со- четается с уважением личного достоинства военнослужащего и про- явлением заботы о нем. В отношении с подчиненными часто допус- каются грубость, хамство, высокомерие. У многих руководителей слова расходятся с делом, отсутствует личная примерность в службе, поведении, общении и т.д. Это наносит серьезный вред авторитету офицера-руководителя, подрывает моральные основы управленческой деятельности офицерских кадров. Формирование и совершенст-

вование у офицеров управленческой культуры, основанной на демо- кратических и морально-нравственных принципах - важнейшая задача в воспитательной работе с офицерами частей и кораблей.

Реализация военно-педагогической функции в деятельности офицера занимает особое место. Организация, осуществление обуче- ния и воспитания подчиненных, в целях качественного решения задач служебной деятельности, поддержания боеготовности, укрепления воинской дисциплины, формирования морально-политических, бое- вых и психологических качеств военнослужащих требует от офицера специальных знаний педагогики и психологии, методических умений и навыков, педагогической культуры. Сложность и противоречивость педагогической деятельности офицера в части (подразделении) за- ключается в том, что, с одной стороны, к обучению и воспитанию во-

еннослужащих предъявляются высокие требования, а с другой - для реализации задач обучения и воспитания не хватает не только мате- риальных средств, учебной базы, но и нет возможностей качественно организовать учебно-воспитательный процесс. Сокращение личного состава не позволяет развернуть полноценную учебно-боевую дея- тельность, личный состав занят несением службы, выполнением раз- личных хозяйственных и иных работ. Хозяйственно-бытовые про- блемы отнимают все время, учеба остается только благим намерением. В этих условиях военнослужащие не получают полноценной боевой подготовки, учеба проводится формально, а офицеры теряют ква- лификацию учителей и участников воспитательного процесса, у них

пропадает всякий интерес к военно-педагогической деятельности. Нельзя допускать, чтобы так продолжалось и дальше. В армии может вырасти целое поколение офицеров, которое о настоящей боевой учебе будет иметь только опосредованное представление.

Военно-специальная функция в деятельности офицера предпо- лагает выполнение задач военного специалиста, знание теории и практики военного дела, оружия и боевой техники своего подразде- ления, части, корабля и вероятного противника, его сильных и слабых сторон. Противоречивость реализации этой функции состоит в том, что с каждым годом происходят изменения качественных и количест- венных характеристик техники и вооружения. Все меньше в войска поступает новой техники, все больше остается старой, выслужившей положенный срок. Новая сложная техника требует больших матери- альных и финансовых затрат, высокой квалификации специалистов. Несоблюдение этих требований ведет к несчастным случаям. Исполь- зование старой техники, выслужившей положенные сроки, также становится причиной аварий. Нарушение установленных правил экс- плуатации техники и вооружения тоже связано с квалификацией спе- циалистов, которая заметно снижается из-за сокращения сроков обу- чения специалистов, материальной необеспеченности их подготовки. Полеты, походы, боевые стрельбы, вождение техники проводятся все реже и реже.

В своей деятельности офицер реализует и административно- хозяйственную функцию. Быт военнослужащих, питание, одежда, размещение, проживание, экология воинской части и городков про- живания членов семей военнослужащих и много других вопросов яв- ляются предметом внимания офицеров. Здесь тоже много проблем, на их решение уходит очень много времени, материальных и финансо- вых средств. Проявление заботы о подчиненных, об их социальной защищенности, знание запросов, интересов, проблем каждого воен- нослужащего, оказание им помощи во многом способствуют качест- венному решению других очень важных проблем, связанных со службой.

Для реализации всех перечисленных функций офицеру недоста- точно быть только хорошим командиром или специалистом, знато- ком военного дела, уметь управлять подразделением. Необходимо еще быть и личностью с высоким нравственным потенциалом, образ- цом для подчиненных. Такие понятия, как честность, честь, скром- ность, простота, доступность, уважительность, доброжелательность,

принципиальность, убежденность, справедливость, офицерский долг должны быть наполнены для него глубоким содержанием. Высокий профессионализм офицера в сочетании с моральной чистотой, несо- мненно, привлекательны для подчиненных и вызывают у них, уваже- ние и стремление к подражанию.

Профессиональный портрет современного офицера в общем виде схематично можно представить

Социальный портрет офицера очень разноплановый, есть одна часть офицеров, которые отказались от идеалов военной службы и продолжают служить дальше, но к службе должного интереса не про- являют, многие из них готовы без раздумий уволиться из армии. Не-

Работа добавлена на сайт сайт: 2014-12-17

Закажите работу сегодня со скидкой до 5%

Бесплатно

Узнать стоимость работы

Тема: 3 "Место и роль офицеров в реализации требований Министра обороны Российской Федерации по информационному обеспечению реформы Вооруженных Сил Российской Федерации"
Вопросы:
1 .Информационная работа - важнейший фактор успешного проведения реформы Вооруженных Сил
2. Задачи офицерского состава по информационному обеспечению процесса реформирования.
Литература:
1. Концепция строительства Вооруженных Сил Российской Федерации от 7.08.97 г.
2. Закон об Обороне.
3. Журналы Министерства обороны Российской Федерации "Ориентир" № 1 и № 6 1998 года.
Вопрос 1 Информационная работа - важнейший фактор успешного проведения реформы Вооруженных Сил
В конце июля этого года Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин утвердил Концепцию строительства Вооруженных Сил на период до 2005 года. С момента её подписания начался практический этап реализации этой концепции.
Реформирование армии и флота, оптимизация их численности, совершенствование структуры и состава предполагается осуществить в два этапа.
Первый этап: 1997-2000 годы. В этот период времени будут уточнены задачи Вооруженных Сил, упорядочены их структура и состав, ликвидированы параллельные, дублирующие структуры. Работа по этим направлениям идет полным ходом.
Второй этап: 2001-2005 годы. Это, прежде всего, начало оснащения Вооруженных Сил новыми системами вооружения и техники. Будут продолжены мероприятия реорганизации войск. На втором этапе будет осуществлен переход к трехвидовой структуре Вооруженных Сил по сферам их применения: суша, воздух и космос, море. Будет обеспечена подготовка к планомерному повышению качественных параметров войск и сил за счет поставок новейшего вооружения и роста уровня оперативной и боевой подготовки, совершенствования системы руководства Вооруженными Силами.
Таким образом, главная цель реформирования - создание новой армии, отвечающей требованиям современности, армии, в которой будет почетно и престижно служить. Армии, способной надежно защитить Отечество.
По своим задачам, масштабам и сложности военная реформа не имеет аналогов в мировой практике. Основные направления проведения реформы Вооруженных Сил.
1. Оптимизация структуры, боевого состава и численности Вооруженных Сил.
2. Качественное улучшение состава подготовки и обеспечения офицерского корпуса.
3. Подъем эффективности и качества оперативной и боевой подготовки, воспитания войск, укрепления правопорядка и воинской дисциплины.
4. Повышение качественного уровня технической оснащенности войск.
5. Создание экономных, рациональных систем комплектования, подготовки военных кадров, военного образования, военной науки и военной инфраструктуры.
6. Обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих и уволенных с военной службы, их семей.
Реформа Вооруженных Сил протекает в сложных условиях становления новой России. Финансовый и политический кризис, разразившийся в стране, наложил свой отпечаток на строительство армии. В этих условиях как никогда возросла роль офицерских кадров в реализации требований Министра обороны Российской Федерации по информационному обеспечению реформы Вооруженных Сил.
Прежде всего, что такое "информационное обеспечение". Буквально по словарю: "Информация" - это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком. "Обеспечить" - снабдить чем-то в нужном количестве.
Важнейшая роль в реформировании Вооруженных Сил Российской Федерации наряду с финансовыми, кадровыми и другими мерами отводится её информационному обеспечению. Сегодня следует стремиться к тому, чтобы информационная работа стала заботой всего офицерского корпуса. Для этого каждому офицеру важно уяснить актуальность этой непростой работы, её цели и задачи и особенности проведения. Предстоит научиться в условиях информационной свободы в обществе эффективно влиять на сознание и чувства подчиненных.
Происходящие в мире и стране события убедительно свидетельствуют о возрастающей роли информации в жизни и деятельности человека. Однако она способна и негативно влиять на людей, коллективы и даже на государственные институты. В последние годы, Вооруженные Силы РФ в полной мере ощутили это воздействие на себе.
Конечно, "моральное самочувствие" воинов в потоке противоречивой информации зависит от уровня их воспитанности, образованности, слу­жебного и личного опыта, многих иных составляющих.
Не новость то, какой контингент военнослужащих срочной службы, да и зачастую по контракту поступает сейчас в Вооруженные Силы. Набор различных болезней, включая и психические расстройства, до 20% призывников имеют дефицит веса. Какую положительную информацию может нести человек с пустым желудком. Непростая ситуация и с поступающими в военные училища, а ныне институты. Всем нам, особенно преподавательскому составу известно, что качество образования в школах неуклонно падает.
С учетом полной информационной свободы, а проще говоря, информационным хаосом трудно отрицать тот факт, что жизненные установки людей (особенно неподготовленных, обладающих незначительным опытом), их поведение во многом определяются характером и содержанием той информации, которую они получают. Вот почему так необходима целенаправленная работа командиров подразделений и частей, их заместителей по воспитательной работе, всех офицеров по информационному обеспечению стоящих перед Вооруженными Силами задач. Равнодушие офицерских кадров к этой проблеме может тяжело сказаться на ходе преобразований в армии и на флоте.
Под информационным обеспечением реформы понимается целенаправленное, комплексное использование органами военного управления, военными СМИ, офицерским составом средств и методов информационного воздействия на личный состав и общество в целях успешного решения задач реформирования Вооруженных Сил.
Главная цель - способствовать укреплению убеждений воинов в необходимости и важности проводимого реформирования армии и флота, формирование у каждого военнослужащего чувства личной ответственности за судьбу реформы, поддержание высокой боевой готовности, воинской дисциплины и правопорядка.
Отрадно, что информационно-воспитательная работа все больше и больше становится мощным фактором обеспечения боевой готовности войск, укрепления воинской дисциплины, испытанным средством формирования у военнослужащих государственно-патриотической позиции, чувства долга, профессионализма и неукоснительного следования лучшим традициям Российской армии и флота.
Важнейшим условием эффективного информационного обеспечения строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации является целенаправленное, скоординированное использование имеющегося в Министерстве обороны РФ информационного потенциала.
Для выполнения этой задачи решением министра обороны РФ создан Координационный совет Министерства обороны РФ по информационному обеспечению реформирования Вооруженных Сил.
Принят и осуществляется план информационного обеспечения реформы. Он нацелен на разъяснение личному составу военной политики государства, задач военной реформы, решений Президента РФ и Правительства РФ, приказов и директив министра обороны РФ по реформированию Вооруженных Сил, обеспечению объективного доведения до российской и зарубежной общественности содержания практических мероприятий военной реформы в Российской Федерации; формирование в обществе глубокого понимания деятельности руководства страны по укреплению оборонной мощи государства, повышению престижа военной службы и авторитета Вооруженных Сил.
Для этого предусмотрены:
- организация оперативного доведения до военных и гражданских СМИ решений по военной реформе, а также положительного опыта реформирования войск и сил;
- информационное противодействие попыткам дискредитации замысла и хода военной реформы;
- распространение положительного опыта решения возникающих в ходе военной реформы вопросов в войсках (силах) и другие направления работы.
Несомненно, основная нагрузка по информационному обеспечению реформы непосредственно в войсках (силах) ложится на офицерский состав частей и подразделений. В проведении этой работы важно уметь использовать, прежде всего, занятия по боевой подготовке, ОГП, информирование личного состава, а также другие формы и методы удовлетворения информационных запросов военнослужащих, гражданского персонала.
Вопрос 2 Задачи офицерского состава по информационному обеспечению процесса реформирования
В информационном обеспечении процесса реформирования чрезвычайно важно общие задачи военной реформы спроецировать на проблемы конкретной части (подразделения). Важно помочь людям увидеть реформу не только "сверху", но и "снизу". Для этой цели целесообразно максимально использовать, прежде всего, боевую учебу.
Не секрет, что в настоящее время боевая подготовка войск связана с известными трудностями. Тем более возрастает ответственность офицеров за ее организацию. В ходе занятий по боевой подготовке следует рассматривать весь учебный материал сквозь призму проблем реформирования Вооруженных Сил, разъяснять личному составу замысел, цели и ожидаемые результаты военной реформы.
Ключевую роль в информационном обеспечении процесса реформирования призвана играть общественно-государственная подготовка. Она имеет наиболее системную организацию, обладает определенной содержательной глубиной, имеет большие возможности по воздействию на сознание личного состава.
В соответствии с приказом министра обороны 1993 года № 250 занятия по ОГП проводятся с офицерами не менее 4-6 часов в месяц, с военнослужащими-женщинами -2 часа в неделю, с остальными категориями военнослужащих - не менее 3 часов в неделю. Предусмотрены также занятия с гражданским персоналом.
В сравнении с другими видами информационного воздействия ОГП имеет наиболее разработанную учебно-методическую базу, позволяет убедительно и основательно довести до слушателей вопросы государственной политики, отечественной истории, права и др.
Следует учитывать, что многие офицеры частей (кораблей) являются руководителями групп ОГП. Перед ними стоит задача эффективно использовать возможности занятий в целях глубокого и всестороннего освещения задач и хода военного реформирования.
Планами общественно-государственной подготовки личного состава на 1998 учебный год предусмотрен блок тем, непосредственно посвященный военному реформированию. Имеются темы, освещающие опыт военных реформ прошлого. Особое значение имеют темы, отражающие сегодняшние проблемы военного реформирования в России. Не обойтись без освещения тех или иных сторон реформы при изучении и других тем. Здесь многое зависит от подготовленности и методического мастерства руководителей занятий.
Другой эффективной формой информационного обеспечения процесса реформирования является информирование личного состава. Согласно приказу Министра обороны РФ № 235 1995 года информирование солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих службу по призыву, организуется 2 раза в неделю по 30 минут; прапорщиков (мичманов), курсантов (слушателей) военно-учебных заведений - 1 раз в неделю по 1 часу; офицеров - 2 раза в месяц по 1 часу; гражданского персонала, членов семей военнослужащих - не менее 1 раза в месяц.
Таким образом, информирование, являясь оперативной формой, позволяет своевременно разъяснять проводимые государственными органами мероприятия по военному реформированию, факты успешного осуществления задач в рамках, реформы в войсках (силах), соответствующие решения командиров и начальников.
Большое значение имеет проведение единых дней информирования. Грамотная и творческая их организация позволяет не только осветить отдельные вопросы реформирования, но и обеспечивает обратную связь. Опытный офицер-руководитель получает возможность изучать настроение подчиненного личного состава, его отношение к конкретным мероприятиям в рамках реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации.
С точки зрения информационного обеспечения военной реформы большую роль играет военно-социальная работа. Важное место в ней занимает доведение до подчиненных и разъяснение правовых документов как более общего характера, так и непосредственно связанных с реформой армии и флота. Особенно ценно, когда офицер не только сам проводит данную работу, но и привлекает к ней специалистов правоохранительных органов, представителей военного руководства, государственной власти, местной администрации. Безусловно, такая работа должна подкрепляться повышением уровня социальной защищенности военнослужащих, соблюдением принципов социальной справедливости в части (подразделении). Сделать все возможное для выполнения поставленных задач, для решения проблем подчиненных - первостепенная задача командира (начальника) любого ранга.
Важно использовать и такие формы, как вечера вопросов и ответов, чествования передовиков службы и учебы, подведение итогов работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины.
Эффективность информационного обеспечения военной реформы не будет достаточно высока без индивидуальной работы с подчиненными. Она дает возможность наиболее точно донести до каждого военнослужащего, рабочего и служащего стратегию реформирования, а также поставить подчиненным конкретные задачи, вытекающие из общей логики и целей военного реформирования.
Наряду с перечисленными формами в интересах информационного обеспечения следует использовать культурно-досуговую работу. Имеются в виду тематические вечера, устные журналы, художественная самодеятельность, викторины и многое другое. Словом, речь идет о тех мероприятиях, в проведении которых в войсках накоплен огромный опыт. Перечень форм информационной работы будет неполным, если не упомянуть о стенной печати. Остается лишь внести в эту работу новые идеи, свежий фактический материал, настроить ее, образно говоря, на пульс реформы.
Совершенствуя уровень и направленность информирования различных категорий военнослужащих, целесообразно использовать соответствующие даты и юбилеи, прежде всего государственные праздники и дни воинской славы России. Последние определены Федеральным законом "О днях воинской славы (победных днях) России" от 16.03.95 г.
Для достижения большего эффекта в информационном обеспечении реформы не стоит замыкаться в рамках части (подразделения). Успех реформы во многом зависит от отношения к ней не только личного состава Вооруженных Сил, но и всего общества. Необходима активная работа с местным населением, на подшефных предприятиях, в организациях и учреждениях.
Проводя информационную работу, офицер должен учитывать социально-политическую реальность сегодняшнего дня. Одним из ее условий является многопартийность общества. Это вызывает идеологическое противоборство партий и течений, является причиной различной трактовки проблем реформирования в СМИ. Не исключено и полное искажение фактов. Противодействие подобным явлениям - одна из важнейших задач офицеров в рамках информационного обеспечения военного реформирования. В этом случае предпочтительна работа "на опережение", профилактика негативной, вредной реформе информации. Самым действенным средством в профилактике является своевременное, систематическое и объективное информирование личного состава части (подразделения) о событиях, фактах, проблемах хода реформы. Чем информация убедительнее, тем меньше поводов для появления различных домыслов.
Несомненно, говоря об информационном обеспечении реформы Вооруженных Сил, все предусмотреть невозможно. Однако главное в этой работе - творческий подход и предвидение, инициатива и настойчивость.

Тема: 2 " Конституция, законодательство РФ об обороне страны. Правовая база реформы Вооруженных Сил РФ".
Вопросы:
1. Правовые основы организации обороны Российской Федерации. Обязанности органов государственной власти и управления в области обороны.
2. Законодательство Российской Федерации о составе и организации Вооружённых Сил Российской Федерации.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации. 1993г.
2. Федеральный Закон Российской Федерации "Об обороне".
3. Федеральный закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе "от 11 февраля 1993 год.
4. Военное право. Учебник для военно-учебных заведений Вооруженных Сил Российской Федерации. Под редакцией Н.И.Кузнецова. - М.:Издательство "Военный университет МОРФ", 1996г.
5. На службе Отечеству. Пособие по общественно-государственной подготовке. Под редакцией академика ЛЕН РФ генерал-майора Золотарева В.А., Военное издательство, М.: 1997г.
6. Социально-правовая защита военнослужащих. Сборник нормативных актов и образцов документов. Под редакцией Н.В.Суменко. Издательство "Печатный двор", Санкт-Петербург, 1994г.

7. Льготы, гарантии и компенсации для военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, приравненных к ним лиц и членов их семей.
8. Справочник: Федеральные законы и иные нормативные и правовые акты. // Пчелинцева Л.М., Пчелинцев С.В. Издательство “Альфа”. Санкт-Петербург, 1997 г.
Вопрос1. Правовые основы организации обороны Российской Федерации. Обязанности органов государственной власти и управления в области обороны
Оборона страны является одной из важнейших внешних функций государства. В содержание этой функции входит осуществление комплекса мер экономического, политического, социального, научно-технического, правового и военного характера, обеспечивающих готовность и способность страны отразить любые военные нападения, посягательства на суверенитет и территориальную целостность государства.
Общественные отношения в области обороны и военного строительства регулируются нормами, которые можно объединить понятием “оборонное законодательство”. Учитывая значение и специфику собственно военного строительства, из содержания этой правовой отрасли можно выделить “военное законодательство (право)”, представляющее собой ядро оборонного законодательства (права). Нормы этих правовых отраслей содержатся в Конституции РФ (1993); Законах “Об обороне” (1996), “О статусе военнослужащих” (1993), “О воинской обязанности и военной службе” (1993), “О Государственной границе Российской Федерации” (1993), “О государственном оборонном заказе” (1995), “О Железнодорожных войсках Российской Федерации” (1995) и др.
Вопросы организации обороны и военного строительства регламентируются также в нормативных указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах и директивах министра обороны РФ.
Наиболее важные, принципиальные положения об организации обороны и военном строительстве закреплены в Основном Законе - Конституции РФ. В ее нормах закреплена обязанность государства обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории (ст. 3). В ст. 59 Конституции установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. В п. 2 этой статьи подчеркивается, что гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом, а в п. 3 установлено право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина.
В Конституции РФ содержатся нормы, закрепляющие конституционные основы полномочий высших органов государственной власти в области организации обороны и военного строительства. Так, в ст. 80, 82, 83, 87-89 Конституции РФ установлена компетенция Президента РФ как главы государства в этой области; в ст. 102, 104, 105 - компетенция Совета Федерации и Государственной Думы; в ст. 114 - основы компетенции Правительства РФ.
Основополагающие принципы оборонного и военного строительства закреплены также в Законах “Об обороне”, “О воинской обязанности и военной службе”, а также в Военной доктрине российского государства.
В Законе “Об обороне” этому посвящен первый раздел, устанавливающий основы и организацию обороны. Закон закрепляет само понятие обороны, определяя тем самым и ее содержание.
Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
Ведущую роль в осуществлении обороны страны играют Вооруженные Силы. Вместе с тем согласно Закону к обороне привлекаются Пограничные войска РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, Железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны.
Особое значение для организации обороны страны и военного строительства имеет такой документ, как Основные положения военной доктрины Российской Федерации.
Военная доктрина представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войн, вооруженных конфликтов, на военное строительство, подготовку страны к обороне, организацию противодействия угрозам военной безопасности государства, использование Вооруженных Сип и других войск Российской Федерации для защиты жизненно важных интересов государства.
Действующие Основные положения военной доктрины Российской Федерации утверждены Указом Президента РФ от 2 ноября 1993 г. По своему содержанию данный документ является составной частью концепции безопасности Российской Федерации. Его реализация достигается осуществлением скоординированных мер политического, экономического, правового и военного характера с участием всех органов государственной власти, общественных объединений и граждан.
В этом документе сформулированы политические основы военной доктрины, военные основы, а также военно-технические и экономические основы. К политическим основам относятся положения, устанавливающие отношение Российской Федерации к вооруженным конфликтам, использованию Вооруженных Сил и других войск; определяющие основные источники военной опасности; закрепляющие политические принципы и основные направления социально-политического обеспечения военной безопасности Российской Федерации; формулирующие задачи государства в области обеспечения военной безопасности.
Полномочия Президента РФ как главы государства в области обороны и военного строительства закреплены в ст. 80, 82, 83, 87-89 Конституции РФ, а также в ст. 4 Федерального закона “Об обороне”.
Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, определяет основные направления военной политики и утверждает военную доктрину Российской Федерации; осуществляет руководство Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
На основании положений ст. 87-88 Конституции РФ Президент в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами о ведении военных действий. Он вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на, период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении.
Президент РФ принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению. Данное положение Закона “Об обороне” дает возможность реализации задачи предупреждения и пресечения внутренних конфликтов и иных действий с использованием средств вооруженного насилия на территории Российской Федерации, угрожающих ее территориальной целостности, другим интересам общества и граждан.
Президент утверждает концепцию и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов. Он утверждает также федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение этих испытаний.
В соответствии с Конституцией РФ и Законом “Об обороне” Президент РФ утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, общее количество должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1-го ранга), присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от этих должностей и увольняет с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Президент утверждает структуру, состав Вооруженных Сил, воинских формирований (до объединения включительно) и органов, а также штатную численность военнослужащих. Он принимает решения о дислокации и передислокации Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований от соединения и выше.
Президент РФ издает указы о призыве граждан на военную службу, на военные сборы (с указанием численности и распределения), а также об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву. Он утверждает предельное количество военнослужащих Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов на прикомандирование к федеральным органам государственной власти.
Конституция РФ и Федеральный закон “Об обороне” устанавливают полномочия высших органов законодательной власти в области обороны.
Совет Федерации рассматривает:
- расходы на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете;
- принятые Думой федеральные законы в области обороны;
- утверждает указы Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению;
- решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории страны.
Государственная Дума рассматривает:
- расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете;
- принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.
Кроме этих полномочий Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.
В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ “осуществляет меры по обеспечению обороны страны” (п. “д” ст. 114). Эта конституционная норма конкретизирована в ст. 6 Закона “Об обороне”, устанавливающей полномочия Правительства РФ в области обороны.
Правительство:
- осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
- руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти.
- представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете.
- организует оснащение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов вооружением и военной техникой по их заказам;
- организует их обеспечение материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам;
- организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса.
- организует разработку и выполнение планов перевода (мобилизационных планов) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени, а также планов создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
- осуществляет руководство мобилизационной подготовкой органов исполнительной власти местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны.
В области военного образования Правительство РФ принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации военных образовательных учреждений профессионального образования, факультетов военного обучения и военных кафедр при образовательных учреждениях высшего профессионального образования; утверждает Положение о военных кафедрах при этих учреждениях.
Среди полномочий Правительства РФ важное место занимает организация разработки федеральной государственной программы оперативного оборудования территории страны в целях обороны и проведения мероприятий по реализации программы, а также разработки планов размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов.
Важное место в руководстве обороной и военным строительством принадлежит Совету Безопасности РФ, возглавляемому Президентом. Совет Безопасности - это конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Задачи и функции Совета Безопасности, его состав и порядок формирования, порядок работы и другие вопросы регулируются Законом “О безопасности” и Положением о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ 10 июля 1996 г.
Кроме высших органов исполнительной власти Российской Федерации в деятельности по организации и обеспечению обороны и военного строительства участвуют органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления. Функции и обязанности этих органов также закреплены в Федеральном законе “Об обороне”, где подчеркивается, что они осуществляют эту работу во взаимодействии с органами военного управления.
Организуя и обеспечивая исполнение законодательства в области обороны, органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления:
- участвуют в разработке и обеспечении программ оперативного оборудования территории и подготовки коммуникаций в целях обороны;
- организуют и обеспечивают воинский учет, подготовку граждан к военной службе, призыв на военную
службу и по мобилизации;
- осуществляют бронирование на период мобилизации и в военное время;
- обеспечивают учет и мобилизационную подготовку транспортных и иных технических средств в целях обороны;
- организуют работу по военно-патриотическому воспитанию;
- обеспечивают потребности в материальных средствах, энергетических и других ресурсах и услугах;
- обеспечивают социальные гарантии, установленные в связи с военной службой, участием в военных действиях;
- обеспечивают выполнение мобилизационных планов и заданий накопления государственного и мобилизационного резервов;
- участвуют в планировании и обеспечивают мероприятия по гражданской и территориальной обороне;
- обеспечивают выполнение оборонного заказа.
В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако в области обороны они наделяются отдельными государственными полномочиями.
Вопрос:2 Законодательство Российской Федерации о составе и организации Вооружённых Сил РФ..
Вооруженные Силы РФ - это государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Вооруженные Силы состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, в Тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск.
Вид Вооруженных Сил РФ - это их составная часть, отличающаяся особым вооружением и предназначенная для выполнения возложенных задач, как правило, в какой-либо среде. Это Ракетные войска стратегического назначения, Сухопутные войска. Войска противовоздушной обороны. Военно-воздушные Силы, Военно-Морской Флот.
Под родом войск понимается часть вида Вооруженных Сил, отличающаяся основным вооружением, техническим оснащением, организационной структурой, характером обучения и способностью к выполнению специфических боевых задач.
Сухопутные войска включают: ракетные войска и артиллерию; мотострелковые; танковые; воздушно-десантные войска; войска противовоздушной обороны; специальные войска (инженерные, химические, радиотехнические, связи, автомобильные, дорожные, трубопроводные).
В войсках противовоздушной обороны - зенитно-ракетные; истребительная авиация; радиотехнические войска.
Военно-воздушные Силы состоят из дальней, фронтовой и военно-транспортной авиации.
В состав Военно-Морского Флота входят: надводные, подводные силы флота; авиация ВМФ; береговые войска; морская пехота; вспомогательный флот.
К решению задач обороны страны предназначены и другие войска, к которым относятся: Пограничные войска РФ; внутренние войска Министерства внутренних дел РФ; Железнодорожные войска РФ; войска Федерального агентства правительственной связи и информации; войска гражданской обороны.

Вооруженные Силы предназначены для отражения агрессии, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России.
В соответствии с основными положениями военной доктрины Российской Федерации Вооруженные Силы и другие войска могут применяться для противодействия внутренним источникам военных угроз. Для предупреждения и пресечения внутренних конфликтов и иных действий с использованием средств вооруженного насилия на территории России, угрожающих ее территориальной целостности, другим интересам общества и российских граждан, привлекаются в основном внутренние войска и органы внутренних войск. Они обеспечивают охрану общественного порядка и поддержание правового режима чрезвычайного положения в районе конфликта; осуществляют локализацию и блокирование районов конфликта; пресекают вооруженные столкновения; проводят мероприятия по разоружению и ликвидации вооруженных формирований и изъятию оружия у населения в районе конфликта и т. д.
Для содействия органам внутренних дел и внутренним войскам Министерства внутренних дел в локализации и блокировании района конфликта, пресечении вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, а также в защите стратегически важных объектов в порядке, установленном действующим законодательствам, могут привлекаться отдельные формирования Вооруженных Сил и других войск.
Государственная граница Российской Федерации охраняется Пограничными войсками. На Вооруженные Силы также могут возлагаться задачи по оказанию помощи в охране Государственной границы, содействию в охране морских коммуникаций, важных государственных объектов и экономических зон, в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, пиратством. Силы и средства Вооруженных Сил и других войск могут также привлекаться для оказания помощи населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Привлечение Вооруженных Сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом РФ в соответствии с федеральными законами.
Применение Вооруженных Сил для выполнения задач в соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации осуществляется на основе и в соответствии с порядком, установленным Конституцией и законодательством Российской Федерации и оговоренным в этих договорах и соглашениях. Часть состава Вооруженных Сил РФ может входить в объединенные вооруженные силы или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
В Законе “Об обороне” впервые сформулированы правовые основы решения вопросов, связанных с дислокацией Вооруженных Сил. Дислокация объединений, соединений и воинских частей осуществляется в соответствии с задачами обороны и социально-экономическими условиями мест дислокации. Передислокация воинских частей и подразделений в пределах территорий, переданных в пользование Министерству обороны, осуществляется по решению министра обороны, а от соединений и выше - по решению Президента РФ.




error: